...Вот и «гвоздь» — «Заседание сельской ячейки»: На эстраде у стенок скамейки. На скамейке четыре Антипа; Выступает оратор обычного типа Может быть, не совсем разбитной, Может быть, краснобай не ахтительный Но такой бесконечно родной, Но такой умилительный!
Так писал Демьян Бедный о появившейся на выставке 1924 года картине Ефима Михайловича Чепцова «Заседание сельской ячейки». ...Перед нами сцена небольшого сельского клуба. На деревянных скамьях сидят коммунисты — президиум сельской партийной организации.
Буднично, просто и вместе с тем убедительно, правдиво передана обстановка собрания, та серьезная и спокойная деловитость, с которой активисты села обсуждают важные вопросы своей жизни. Выступает секретарь партийной ячейки. Чувствуется, что он с трудом находит слова, и речь его не блещет внешней красивостью, но зато его мысли и чувства понятны всем, доходят до сердца каждого. Это один из тех людей, которые пришли к власти вместе с революцией и принесли с собою искреннюю преданность и страстность в борьбе за подлинные интересы трудящихся.
Чепцов не приукрашивает, не идеализирует своих героев, он показывает их такими, какими они были в жизни, какими их увидел сам художник.
Интересно, что в основу картины легли его личные воспоминания и впечатления. Однажды в селе Медвенке, где родился и провел свои юные годы художник, в один из своих приездов он присутствовал на собрании актива деревни. Его восхитило и поразило, что простые сельские труженики, в недавнем прошлом забитые и нищие крестьяне-бедняки, свободно выходили на сцену и выступали перед народом, говорили о своих нуждах, о задачах строительства новой деревни, говорили убежденно и взволнованно.
«Я тихо спросил соседа, — пишет Е. Чепцов, — кто этот оратор?» — «Да это с соседней деревни крестьянин». Выступает новый оратор, еще лучше прежнего говорит. «А этот кто? — «А этот — столяр».
Чепцов был настолько потрясен теми переменами, которые произошли в жизни его родной деревни, что не мог не запечатлеть всего увиденного. Художник сумел верно почувствовать в происходящем то, чему принадлежит будущее, сумел угадать в часгном эпизоде типичное явление современности.
Рука сама взяла карандаш, и художник начал работать, работать с необыкновенным увлечением и энергией. Стремясь к документальной точности, Чепцов прежде всего обращается к натуре, изучает людей, обстановку, где происходило собрание. Крестьяне охотно соглашались позировать художнику. Не случайно Чепцов называл впоследствии эту картину «коллективным портретом».
Совсем недавно одному из искусствоведов удалось узнать, кто позировал Чепцову, и описать подробно историю создания картины.
Оказалось, что жив один из участников этого события, изображенный в картине в углу справа. Это Г. А. Сухомлинов, ныне профессор математики. В беседе он рассказал, что действительно Чепцов передал с портретной достоверностью не только каждого из действующих лиц, но и обстановку, в которой происходило это событие, до мельчайших деталей оформления сцены.
Два месяца писал Чепцов картину. Сухомлинов вспоминает, что художник несколько раз просил их всех прийти в клуб позировать.
«Вначале довольно долго он нас «мучил», подбирая нужную композицию. Особенно долго возился он с докладчиком (секретарем Медвенской ячейки РКП (б), заставляя его то произносить речь, то принимать различные позы, потом в какой-то момент он попросил его на время замереть и карандашом набросал фигуру, схватил выражение лица, запечатлел в рисунке портретные черты Карпушина... С остальными он справился быстрее... Каждый из нас позировал в отдельности по паре раз, — рассказывал Сухомлинов. — Недели через две-три Чепцов пригласил нас всех в театр, рассадил на свои места, что-то кистью поправил и вскоре заявил, что картина готова».
Почти документальная точность не только не помешала, но, наоборот, помогла художнику создать жизненно убедительные типические характеры сельских активистов. Ему удалось избежать скучной протокольной фиксации виденного — он смело шел к обобщению образов, отбирая из жизненного материала то, что соответствовало его замыслу.
Продумана композиция картины. Мы не видим собравшихся в клубе людей — перед нами только президиум и оратор, — но мы еловно ощущаем их присутствие. Художник как бы вовлекает зрителя в картину, делает его активным участником. Кроме того, приблизив главных героев, дав их на первом плане, Чепцов получил возможность сосредоточить все основное внимание на характеристике персонажей. Особенно удался художнику образ секретаря партячейки — простого и честного человека, бескорыстно и самоотверженно служащего своему народу.
А. В. Луначарский писал об этой картине: «Чепцов продумал, прочувствовал, любовно прощупал своих действующих лиц и дал необычайно привлекательный, в конце концов обобщающий, типический образ еще несколько наивного политического оратора, восхищенного своей темой, восхищенного своей речью и ролью, почти самозабвенно, почти целиком отдающегося своей аудитории, немножко косолапого, вероятно, и мысли выражающего шершаво, но крепко, уверенно, горящего самым высоким, сознательным чувством. Более или менее подстать ему и его товарищи, и, стоя перед картиной, говоришь себе: вот те, которые более всего способствовали победе революции, и невольно проникаешься любовью к людям, как после прочтения книги Фурманова».
Зрители тепло приняли картину. Она знаменовала собой победу реалистического направления в искусстве 20-х годов. Художник почувствовал необходимость работать для народа, посвятить свое искусство отображению живых тем современности. В этом отношений картина Чендова начинала собой новую страницу в истории советского бытового жанра. Дыхание новой, советской эпохи, глубокая правда жизни обеспечили ей прочное место в ряду лучших произведений советского изобразительного искусства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.