...Далеко в степи затерялся казачий хутор Шарпаевка. В лучах знойного полуденного солнца белеют мазанки, золотятся верхушки тополей.
На завалинке старой покосившейся хаты, в тени примостился старый крестьянин. В руках у него нож и кусок дерева. И вот уже послушная руке мастера деревянная чурка преображается, принимая очертания фигуры лошади. Еще несколько движений ножом — и фигурка готова. Рядом босоногий загорелый мальчишка. Как зачарованный смотрит он на проворные и искусные руки старого дяди Андрея. Но кони, вырезанные дядей, не всегда нравятся ему. Очень уж неподвижны они. «Нет, из дерева не сделаешь так, чтобы бег коню придать. Лучше нарисовать», — думает мальчик. Взяв щепку, он тут же на пыльной земле чертит силуэт скачущей лошади, один, другой...
Приволье донских степей, величавое течение широкой реки, у которой не раз с удочкой в руках сиживал мальчик, — все это рано развило в нем чувство красоты, богатство фантазии.
«Первый интерес и любовь к искусству у меня стали проявляться с самого детства. Когда я еще не умел читать, я уже разглядывал картинки старого журнала «Нива». Эта большая толстая книга уносила меня в мир фантазий. Я срисовывал картинки и фантазировал от себя», — рассказывал впоследствии Митрофан Борисович Греков.
Репродукции, увиденные в журнале, открыли для него новый мир, явились откровением. Захотелось научиться рисовать и
свободно передавать на бумаге все, что встречается в жизни. С этого времени каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Сначала копирует чужие работы, потом сочиняет сам.
Прошло несколько лет. И вот в 1899 году на вступительные экзамены в Одесское художественное училище явился чубатый, загорелый, слегка смущающийся юноша лет семнадцати. И хотя по общеобразовательным предметам у него были пробелы (он окончил только двухклассное одногодичное училище), работы его привлекли внимание профессора К. К. Костанди. Своеобразие сюжетов, оригинальность мысли, а главное — уверенность рисунка, динамичность композиции понравились профессору.
Греков был принят в училище. Начались годы упорной работы, настойчивого труда, не знавшего ни снисхождения, ни отдыха.
«Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными. Но сознавая, что иначе я не научусь писать, я со старанием принялся за это скучное дело».
Скоро он стал получать высокие оценки и первым получил стипендию художника Р. Г. Судковского.
Окончив художественное училище, в 1903 году Греков приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Здесь его учителями были И. Е. Репин и художник-баталист Ф. Л. Рубо. Творческое общение с гениальным Репиным, с прославленным автором «Севастопольской панорамы» Рубо имело большое значение в формировании художественных интересов и крута тем молодого художника.
«Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы, действие в его картинах», — вспоминал Греков свои посещения мастерской Рубо.
Но не сразу Греков нашел свой путь художника-баталиста. В Академии художеств он пишет картины на исторические и жанровые темы. Ему хочется запечатлеть размах народного движения под предводительством Разина и Пугачева, рассказать о событиях современной жизни... Он мечется от темы к теме, отбрасывая то одну, то другую.
Здоровый реализм, тяга к простоте и правде никогда не покидают художника. На конкурсный экзамен он неожиданно для многих избирает тему из родного ему казачьего быта, из трудовой жизни крестьян — «Волы в плугу».
...Жаркая пыльная степь. Небо душным маревом опустилось над нею. От зноя и солнца потрескалась выжженная, бесплодная земля родной станицы. Понурив рогатые головы, бредут по пашне волы, утопая в ней копытами.
Уже в этой ранней работе Греков проявил себя тонким наблюдателем, хотя и скованным еще юношеской неопытностью.
Среди мифологических, псевдо-героических сюжетов, представленных на конкурс, «Волы» Грекова выглядели необычно. Успеха они не имели. Слишком прозаичной показалась эта тема профессорам Академии. Заграничной командировки Греков не получил. Ему было только присуждено звание художника.
Не раз впоследствии художник возвращался к этой теме. Так, в 1914 году он вновь пишет картину «Волы в плугу», в 1929 — «Колхозный гурт». Но не эти темы доставили признание молодому художнику. Рождение Грекова как художника-баталиста шло иными путями.
Еще учеником он вместе с товарищами по классу был приглашен для реставрации знаменитой панорамы «Оборона Севастополя». Тут он впервые столкнулся с большим и серьезным произведением искусства. Он учился мастерству у Рубо, но требования, предъявляемые им к искусству, были уже иными.
Его тема пришла вместе с могучими идеями, навеянными революцией.
Окончив Академию художеств, Греков попадает на военную службу, участвует в первой мировой войне. С глубоким сочувствием наблюдает он жизнь солдат. Кровавая империалистическая война не вдохновляет его кисть. Знаменательно, что ни одной картины на темы империалистической войны художник не создал. И все же эти годы не прошли для него бесследно. Греков накопил большой материал наблюдений, его альбомы заполнились десятками и сотнями набросков с натуры. Вернувшись с фронта на родину, он поселяется в Новочеркасске. Вскоре город захватывают белые. Наступает самое мрачное и тяжелое время в жизни Грекова. Чтобы как-то существовать, он работает в местной гимназии преподавателем рисования. Как художник в эти годы он молчит. Только после освобождения Красной Армией Новочеркасска в 1920 году он начал писать. Кисть его заговорила свободно, уверенно, широко...
«Меня захватила грандиозность движения. Хочется писать по живым непосредственным впечатлениям сегодняшнего дня.
...Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей».
Первая серьезная картина, написанная им в то время, рассказывает о вступлении полка имени Володарского в город. В этой мастерски написанной работе впервые раскрылся талант советского баталиста. Картина лишена какой бы то ни было парадности или холодной официальности.
...Сырая мгла весенней распутицы окутывает провинциальный город. Стройно и слаженно движутся конники по широкой улице с низкими домами.
Особая простота и сердечность в отношениях бойцов и командиров говорят о новых взаимоотношениях во вновь созданной народной армии.
Греков сумел подметить это новое, сразу встал на правильный путь, приведший его к дальнейшим успехам. Жизнь развертывалась перед глазами художника — суровая, полная трагического величия и революционного пафоса.
Он добровольцем вступает в Красную Армию. Масса этюдов с натуры, зарисовок заполняют его путевые альбомы. Так была найдена художником своя тема, близкая и родная его душе. Греков стал художником-баталистом, летописцем гражданской войны.
Греков понимал, что в трудных условиях войны только боевое, действенное искусство нужно народу. Он работает вдохновенно, напрягая все силы, торопясь поведать миру о героических подвигах Красной Армии, о важнейших эпизодах боев с контрреволюцией. Как пригодился ему опыт работы анималиста и пейзажиста, приобретенный во время совместной работы с Рубо! Острая наблюдательность, взволнованная страстность, искренность, свойственные его таланту, помогли ему стать необычайно своеобразным и глубоким баталистом.
На его мольберте одна картина сменяет другую. Все они воссоздают боевые дни легендарной Первой Конной армии.
...По опаленной солнцем степи вихрем несется боевая красноармейская тачанка. Бешено мчатся сильные кони. Все в этой картине полно стремительного, неудержимого движения. Возница подался вперед, с трудом удерживая в руках вожжи. Приготовился к бою пулеметчик, сверкает на солнце шашка в руке командира.
Пулеметная тачанка — грозное оружие, рожденное народной инициативой в условиях гражданской войны. Скорость, натиск, маневренный мощный огневой удар — вот основные качества этого боевого оружия.
Картина полна революционной романтики, пафоса героической борьбы, несокрушимой силы. Это целая эпическая поэма. Кони и люди слились в один бешеный порыв, и, кажется, никакая сила в мире не остановит этот мощный натиск. Небольшая, вполне реальная сцена перерастает в значительный, полный глубокого смысла героический символ.
Ощущение лихого взлета коней, словно птицы летящих над степью, достигнуто композиционным построением картины по диагонали: движением тачанки из глубины на зрителя. Высокий горизонт дал возможность художнику приблизить действие, показать его крупным планом. Разбросанные по степи желтые копны обмолоченной пшеницы своей неподвижностью подчеркивают стремительность, быстроту движения. Густые, острые тени мчатся вместе с лошадьми по золотому жнивью, усиливая общую экспрессию сцены. Темное грозовое небо контрастирует с залитой солнцем степью, сообщая эмоциональную взволнованность всей картине.
На полотнах Грекова оживают героические события гражданской войны, раскрывается эпоха, полная суровой эпичности и революционной романтики. Художник умеет просто, без внешней эффектности и парадности раскрыть героизм и мужество воинов Красной Армии, стремительность атак красных конников, силу их разящих ударов.
Вот его картина «Кавалерийская атака».
...Неудержимой лавиной летит Красная конница. Пыльная, ржавая трава стелется под ногами всадников, взвился на дыбы могучий конь. Падает из седла раненый боец. Но вперед уже вырвался другой с шашкой наголо. За ним третий... Вихрем в облаке степной пыли и порохового дыма мчится эскадрон Первой Конной!
Здесь умение Грекова передать движение скачущей лошади достигает предельной выразительности. Дух захватывает, когда глядишь на эту картину. Так и слышится тяжелый храп разгоряченных коней; гудит, дрожит земля под ударами кованных железом копыт. Огненные вспышки сабель дополняют впечатление стремительной атаки.
Непревзойденный мастер композиции, великолепно владеющий техникой рисунка и живописи, Греков смело развертывал на своих полотнах сцены огромных сражений и боевых схваток, сохраняя при этом особый неповторимый характер каждого боя.
Картины «Бой за Ростов у Генеральского моста», «Ликвидация остатков армии генерала Кржижановского», «Атака под Батайском», «Оборона Царицына», «Красное знамя в Сальских степях» отличаются остротой драматического сюжета, широким и смелым показом битв гражданской войны.
Участие Грекова в боевых действиях Первой Конной, непосредственные наблюдения сражений, зарисовки, сделанные с натуры, беседы с участниками боев обогащали художника, давали живой конкретный материал, делали картины исторически достоверными. Он сумел запечатлеть самые существенные стороны героических битв эпохи гражданской войны, выразить в своих полотнах чувства и мысли трудящихся масс, проникнуть в суть исторических событий, раскрывая народный характер войны, показывая источники силы и непобедимости Красной Армии.
В 1927 году в Новочеркасске была открыта первая персональная выставка картин М. Б. Грекова. Это было большим событием в художественной жизни города. Картины художника подкупали зрителей своей правдивостью, простотой и искренностью.
Вот одна из них — «Отступление деникинцев от Новочеркасска в 1920 году».
...Нескончаемый поток беженцев в панике покидает город, торопливо переправляясь по занесенному снегом дощатому настилу. Подобрав рясу, шагает поп, за ним спешит какой-то мешочник. Дальше — белые офицеры, убегающие из армии и, наконец, жители города, напуганные и растерянные, спасающие свои пожитки...
Галерея различных образов проходит перед нами. Перспектива виднеющегося вдали города, насыпь железнодорожного полотна дополняют картину, тонко передающую настроение последних зимних дней.
Изображая обыденные, будничные эпизоды войны, художник всегда умел найти и подчеркнуть типичное, характерное, вложить в них глубокое содержание. Стремление к обобщенности, лаконичности — отличительная черта работ Грекова.
В залах Третьяковской галереи хранится небольшая по размерам картина художника «В отряд к Буденному». Написана она была не для выставки, а что называется «так, для себя», на простом куске фанеры. Но этой картине суждено было войти в золотой фонд советского искусства как величайшему из шедевров батальной живописи.
В чем же притягательная сила этого произведения, почему оно не утратило своего художественного значения и обаяния по сей день?
...Весенним солнцем залита зеленеющая степь. Шагом едет всадник — бедно одетый крестьянин, ведя на поводу запасного коня, к седлу которого привязана винтовка. Слегка сгорбившись, нагнув голову, крестьянин весь ушел в работу — он сосредоточенно пришивает к шапке красную ленточку. Далеко позади остались родные места — семья, хозяйство... Не случайный порыв ведет этого бедняка в революционный отряд Буденного. Нет! Трудной крестьянской думой пришел он к единственно верному решению: нужно идти драться за лучшую жизнь, защищать правое дело, за которое сражаются буденновцы...
Как ручьи, сливаясь, образуют могучую полноводную реку, так в армию Буденного со всех концов тянулись пробудившиеся к активной классовой борьбе трудовые люди.
Одинокая фигура всадника в пустынной степи вырастает в обобщенный образ, отражающий важнейшее историческое явление периода гражданской войны.
В картине нет ничего лишнего, почти отсутствуют детали. То немногое, что сохранил художник, помогает конкретизировать образ: винтовка, походный мешок да красная лента на шапке.
В картинах Грекова всегда большое место отводится пейзажу, он играет активную роль в создании эмоционального художественного образа.
Так и здесь. Светлая зелень степной травы и весенние дали, залитые лучами солнца, окутанные влажной дымкой, придают картине оптимистическое звучание, наполняют ее чувством бодрости, надежды, уверенности в правоте того дела, ради которого этот кресъянин оставил семью, хозяйство и отправился в путь.
Силуэт его фигуры четко выделяется на светлом фоне пейзажа, сразу привлекая к себе внимание зрителей.
Много и напряженно работал художник, собирая большой этюдный материал к каждой новой картине. Иной раз, чтобы написать какую-то деталь, стремя или повозку, пулемет или размытую дождями дорогу, Греков прерывал работу над картиной и отправлялся на поиски натуры...
Где бы он ни был, с кем бы ни встречался, он никогда не расставался с походным альбомом. Каждая минута его жизни была отдана творчеству. Помногу часов он не отходил от мольберта. С наступлением темноты художник отправлялся бродить по улицам, отдыхая от дневного напряжения и вместе с тем продолжая наблюдать и изучать, запоминать окружающее. Приходя домой, он зарисовывал по памяти виденное. Даже студеные морозы не могли заставить его прекратить работу. В мастерской было очень холодно. Замерзала краска, коченели руки... Митрофан Борисович подымался с рассветом, растапливал чугунку, одевал валенки, шапку, меховую безрукавку и продолжал писать...
М. Б. Греков известен не только как автор живописных батальных картин, но и как создатель первых советских художественных панорам. Он считал, что панорама — искусство народное, искусство, которому принадлежит будущее.
В 1929 году он создает первую советскую диораму «Взятие Ростова». В 1931 году работает над диорамой «Егорлыкский бой» и панорамой «Оборона Царицына», в 1934 году делает эскизы к панораме «Штурм Перекопа».
Вдохновение и искреннюю увлеченность вложил Греков в работу над панорамами.
Диорама «Взятие Ростова» была установлена в одном из залов Центрального Дома Красной Армии в Москве. Она представляла собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Длина живописного полотна — 10 м, высота — 6 м. На переднем плане стоял товарный вагон, лежали рельсы, деревянные шпалы, валялась брошенная винтовка. В глубине на полотне была изображена окраина города возле железнодорожной станции.
Стремительно неслась красная конница, лавиной обрушиваясь на растерявшегося, испуганного врага. Разбегались солдаты, в панике отступали офицеры...
Греков показал блестящее владение приемами панорамной техники. Его работа получила всеобщее признание. Командование Первой Конной армии наградило художника золотыми часами с надписью: «Художнику — мастеру батального слова М. Б. Грекову». В дни Отечественной войны эта диорама была эвакуирована в Пятигорск и погибла там во время бомбежки.
К 15-летию Первой Конной армии Греков задумал открыть выставку своих произведений. Он с воодушевлением приступил к работе, создав еще несколько обобщающих картин, прославляющих славные деяния героев гражданской войны. В эти годы им были написаны такие значительные картины, как «Трубачи Первой Конной», «Знаменщик и трубач», «На пути к Царицыну», «На Кубань».
В картинах этого периода он стремится к созданию типических образов. Героями его являются люди, закалившиеся в суровой борьбе за торжество правого дела. Греков сумел почувствовать и с любовью передать высокое человеческое достоинство этих людей, их мужество и героизм.
...Спешились бойцы, стали плечом к плечу и приготовились выдержать любую атаку противника. Выстоять и победить! А если придется погибнуть, то геройски, со славой, не отступив ни на шаг. Такими представлены воины в картине «Отряд Буденного в пешем строю отбивает кавалерийскую атаку».
«А уж если приходилось слишком трудно, — рассказывал Грекову С. М. Буденный, — если нас было мало, а врагов много, то сходили с коней и становились плечом к плечу. И каждый брал на мушку «своего» казака и бились залпами в упор, либо мы их, либо они нас. И не было случая, чтобы нас побили». На основе этого рассказа и была написана картина — повесть об атаке врага, разбившейся о железное упорство и мужество стоявших насмерть людей.
Торжественным гимном победной силе бойцов Первой Конной звучит картина «Трубачи Первой Конной».
...По степной дороге движется колонна конницы. Впереди полковые музыканты. Сверкают медные трубы, развевается на жарком ветру алое знамя... Несется над степью задорный кавалерийский марш и словно вторит ему бодрый цокот копыт по окаменевшему степному шляху. Гордой уверенностью, торжеством победы веет от коренастых широкоплечих фигур бойцов, сидящих в казачьих седлах. Слева — на рыжем коне командир. Он как бы подзадоривает музыканта: «А ну еще! Дай сильнее!» Изо всех сил напрягается трубач. Покраснело его лицо от усилия, надулись щеки, блестят на солнце выступившие на лбу капельки пота...
Картина пронизана жизнерадостным оптимистическим чувством, той бодрящей силой, которую всегда вызывают у нас звуки весеннего марша. Цветовое решение картины подчинено основной идее. Пожелтевшая зелень травы, синее небо и плывущие по нему пушистые, пронизанные солнцем облака, золото труб, белые лошади и горящее полотнище знамени — все это усиливает общее торжественное звучание картины!
Неисчерпаемы творческие возможности художника. Разнообразны композиции его картин. И для каждой из них он умеет найти то единственное и неповторимое решение, которое соответствует его замыслу!
Картина «Трубачи Первой Конной» была окончена в сентябре 1934 года. В октябре он уже писал новую картину «На Кубань». Это эпическое полотно было последней законченной картиной художника. Сам он назвал ее «В начале весны». Действительно, при первом же взгляде на картину ощущаешь свежее дыхание первых весенних дней.
...Тает снег. Степные просторы и балки Кубани покрылись мутной талой водой. Лишь местами кое-где виднеются пятна черной земли. В мартовскую распутицу по кубанским степям движется Первая Конная армия. Этот поход был одним из завершающих этапов разгрома деникинской армии на юге России.
Вместе с частями Первой Конной в 1920 году совершал по Кубанским степям свой боевой путь М. Б. Греков. Под влиянием живых, непосредственных впечатлений делал он первые наброски, которые использовал затем при создании картины.
С большой художественной силой переданы в ней тяготы похода, выносливость советских воинов, их преданность молодой Советской республике.
«Живой свидетель ожесточенной классовой борьбы рабочих и крестьян с контрреволюцией на юге, Греков в своих прекрасных полотнах запечатлел незабываемые бои гражданской войны и по праву занял выдающееся место в советской батальной живописи.
Чрезвычайно скромный в личной жизни, художник оставался таким же и в своем творчестве. Он старался показать только историческую правду и знал, что эта правда так прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании.
Полотна Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащимися навстречу смерти и победе, навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и великой эпохи классовых битв», — читаем мы в приказе Народного комиссара обороны от 29 ноября 1934 года. В этих словах — признание высоких заслуг художника перед своей Родиной и народом...
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.