Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, явилась переломным этапом в развитии нашего искусства. Впервые в истории в Советской стране все художественные ценности стали достоянием народа.
«Раньше, — писал В. И. Ленин, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Уже через несколько дней после Октябрьской революции Советское правительство приняло первое постановление об охране памятников искусства и старины. 8 (21) ноября 1917 года был опубликован приказ народного комиссара просвещения А. В. Луначарского «О приеме на учет и составлении художественно-исторического каталога всех выдающихся и заслуживающих внимания в художественном и историко-бытовом значении предметов, находящихся в Зимнем и других государственных дворцах...»
В начале 1918 года по инициативе В. И. Ленина были созданы отделы изобразительных искусств и охраны памятников искусства и старины, начавшие энергичную работу по собиранию произведений искусства и их пропаганде. Было положено начало широкому музейному строительству. Если до Октябрьской революции в стране было около тридцати музеев, то в течение 1919—1921 гг. их стало более двухсот. Музеи активно пополнялись произведениями искусства из национализированных частных собраний.
По всей стране создавались художественные школы, изостудии, широко открывшие двери для всех трудящихся. В 1918 году были открыты первые выставки работ самодеятельных художников. Часто на подписях к картинам рядом с фамилией художника можно было прочесть: «чернорабочий, учился полгода», «токарь по металлу», «слесарь», «крестьянин, шестнадцать лет» и т. д.
Искусство молодой Советской республики развивалось а трудных условиях непримиримой классовой борьбы. Нашей партии пришлось вести жестокое сражение с формализмом в искусстве, доставшимся в наследство от старой буржуазной культуры. Реакционно настроенная часть интеллигенции прилагала все усилия, чтобы саботировать мероприятия советской власти, направленные на развитие социалистической культуры. Под флагом новаторства формалисты призывали к уничтожению всей художественной культуры прошлого, к разрушению музеев, сожжению картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Только тогда, на пустом месте, считали они, можно начать возводить новую, пролетарскую культуру.
Глубокую и яркую характеристику художественной жизни в первые годы после революции дал В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин:
«Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и культуру, — это хорошо, очень хорошо. Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого... Революция развязывает все скованные до того силы и гонит их из глубин на поверхность жизни». Но в то же время В. И. Ленин указывал: «Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты».
Коммунистическая партия сплачивала художественные силы в борьбе за новое социалистическое искусство.
Все мероприятия советской власти после революции в области искусства были направлены на развитие творческой активности советских художников. В этот период наиболее быстро развиваются различные формы агитационно-массового искусства; оно выходит на улицу, обращается к многомиллионным массам трудящихся. В дни праздников впервые улицы и площади стали украшаться большими красочными панно на революционные темы, транспарантами, яркими плакатами.
Действенным средством художественной агитации стали также агитационные поезда и пароходы. В них развозилась агитационная литература, размещались кинопередвижки, выставки, ехали лекторы, докладчики.
Стены вагонов и борта пароходов украшадись яркими, броскими рисунками, карикатурами на представителей старого мира, на врагов трудящихся.
М. И. Калинин, совершивший однажды поездку в одном из таких агитационных поездов, потом рассказывал:
«Население обходило его [агитационный поезд] кругом, разбирало картины, спорило между собой, что из себя представляет данный рисунок... Одним словом, эти поезда сразу сблизили с нами местное население».
В оформлении поездов, площадей и улиц принимали участие многие художники. Они получали государственные заказы и работали с огромным творческим воодушевлением. Все виды искусства были поставлены на службу народу.
Наибольшее распространение в годы гражданской войны получает искусство боевого политического плаката.
Имена художников-плакатистов В. Дени, Д. Моора, основателей «Окон РОСТА» М. Черемных и В. Маяковского были широко известны в те годы. Такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, «Учредительное собрание» В. Дени и другие, вошли в золотой фонд советского искусства.
Огромное значение для становления и развития принципов советского искусства имел ленинский план «монументальной пропаганды». 14 апреля 1918 года в «Известиях» ВЦИК был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработка проектов памятников Российской социалистической революции», подписанный В. И. Лениным. СНК постановил воздвигнуть памятники великим деятелям революционного движения, замечательным представителям культуры, науки, литературы и искусства. Особое внимание обращалось на ясность выражения идеи памятника, доступность его широким народным массам.
В работе над проектами памятников приняли участие скульпторы Л. Шервуд, Н. Андреев, М. Манизер, С. Меркуров, В. Лишев, В. Мухина и другие.
Новые задачи встали и перед советской живописью. Надо было отразить величайшие сдвиги, происшедшие в нашей стране, грандиозность революционных событий и героизм их участников, запечатлеть образ вождя революционных масс Владимира Ильича Ленина.
В 1922 году была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая передовых художников-реалистов.
Художники АХРРа поставили вопрос о широкой пропаганде искусства.
«Искусство в массы» — таков был их лозунг. За десятилетний период своего существования АХРР организовал 11 художественных выставок на самые разнообразные темы: «Жизнь и быт рабочих», «Уголок Ленина», «Революция, быт и труд», «X лет РККА» и многие другие.
Как видно из названий этих выставок, художников интерес совало все: революционная деятельность В. И. Ленина и героическая борьба Красной Армии в гражданской войне, новая жизнь советских людей и быт народов Советского Союза.
На заводы и фабрики, в красноармейские казармы и лагеря, в деревни и в отдаленные районы нашей родины отправились молодые художники. Они хотели почувствовать биение пульса новой жизни, ее могучую поступь и размах...
Эта глубокая и неразрывная связь художников АХРРа с жизнью народа вызывала живой интерес к их картинам. Очень скоро в Ассоциацию вошли мастера старшего поколения, такие, как Н. Касаткин, А. Моравов, П. Радимов, молодые художники Н. Терпсихоров, Б. Иогансон и многие другие. С огромным вдохновением и творческим подъемом они приступили к созданию новых картин.
Ведущие темы в живописи этих лет — темы Октябрьской революции и гражданской войны. В становлении советской жанровой картины эти темы сыграли почти такую же огромную роль, как и в развитии советской художественной литературы. Художники АХРРа правильно понимали большое воспитательное значение картин на темы героической борьбы советского народа.
Прославлению героизма и мужества воинов Красной Армии посвятил свое творчество М. Б. Греков, крупнейший советский баталист, летописец гражданской войны. Его картины: «В отряд к Буденному», «Тачанка», «На Кубань» и другие — это яркие страницы славной истории советского народа.
События гражданской войны нашли отражение в творчестве художников М. И. Авилова, А. А. Дейнеки и многих других.
Известный деятель Коммунистической партии Е. Ярославский писал:
«На выставке АХРРа к X годовщине Красной Армии десятки тысяч рабочих и красноармейцев приходили в неподдельный восторг, доходящий до энтузиазма при виде сцен из гражданской войны, переданных подчас с реализмом необыкновенной силы».
Выдающаяся роль в развитии советской историко-революционной картины принадлежит художнику И. И. Бродскому, сумевшему запечатлеть величие и грандиозность исторических событий этих лет. Его картины «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде», «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» были значительной вехой на пути создания новой советской исторической картины.
Хотя этим картинам не хватало широты обобщения, типизации образов, но историческая конкретность и документальная точность привлекали к ним симпатии зрителей.
С именем Н. А. Касаткина тесно связаны первые успехи бытовой реалистической картины.
Художник Касаткин — один из крупнейших мастеров русского искусства конца XIX — начала XX века, продолжатель его лучших реалистических традиций. В 20-е годы он активно участвует на выставках Товарищества передвижников. Достаточно сказать, что на сорок седьмой, последней выставке Товарищества, открывшейся в 1922 году, Касаткин представил 64 картины, посвященные жизни рабочих. Он вошел в историю советского искусства не только как хранитель традиций передвижничества, но и как художник, активно включившийся в борьбу за решение новых задач. Знание жизни рабочих в царской России дало ему возможность увидеть особенно ясно и глубоко преобразования, которые произошли в советской стране. В одной из своих речей Касаткин говорил: «Рабоче-трудовое государство ставит во главу угла — труд, его святость, его обязательность. На фундаменте труда строится здание свободы... Нам, художникам революционной России, в настоящем предстоит славить... труд рабочего».
Несмотря на свой преклонный возраст, художник часто посещал заводы, писал этюды в цехах, делал портретные зарисовки рабочих, работниц, рабфаковцев. Он задумал большой цикл произведений под общим названием «Наша комсомольская молодежь» и выполнил к нему ряд портретов. Советское правительство высоко оценило заслуги Касаткина. В 1923 году ему было присвоено почетное звание Народного художника республики. Он был первым среди художников, удостоенных этого высокого звания.
Видную роль в становлении советской живописи сыграло также творчество А. Е. Архипова, работавшего в конце XIX — начале XX века над картинами на темы крестьянской жизни. В 20-е годы он продолжал создавать портреты людей труда, преимущественно крестьян.
С огромным вдохновением работают над современными темами молодые советские художники. Г. К. Савицкий выступает с картиной «Завод Красный Кожевник», в которой один из первых пытается воспеть труд, показать его красоту. А. В. Моравов рассказывает о коренных преобразованиях в деревне. В своей картине «Заседание комитета бедноты» Моравов создал живые образы крестьян-бедняков, объединившихся для борьбы с кулачеством. Типический образ художника, с первых дней революции отдавшего свой талант народу, создал Н. Терпсихоров в одной из лучших картин этих лет «Первый лозунг». В холодной полутемной мастерской художник самозабвенно трудится над лозунгом.
Важное место в развитии бытовой живописи принадлежит художнику Е. М. Чепцову. Его картина «Заседание сельской ячейки» с большой художественной убедительностью и яркостью раскрыла новые черты крестьянской жизни. Она стала этапным произведением в истории советского искусства. Другая его картина «Школьные работники» воссоздавала образы трудовой интеллигенции, сельских учителей, весь свой труд и энергию отдавших благородному делу воспитания молодежи.
Характерные явления нового быта города и деревни, изменившийся облик тружеников получили отражение в творчестве Б. В. Иогансона. Его картины «Советский суд», «Рабфак идет»» «Узловая железнодорожная станция в 1919 г.» изображали события современности и недавнего прошлого, раскрывали черты нового человека.
Художники АХРРа возродили жанровую живопись, придав ей актуальное звучание, социальную направленность и остроту. В лучших работах были преодолены черты мелочного документализма, натурализма, которые были присущи многим произведениям начала 20-х годов. Во всем этом была огромная заслуга АХРРа.
Не случайно А. В. Луначарский писал, что «теперь АХРР является главным руслом для нашего изобразительного искусства, и последние его работы намечают тот тип искусства, который в ближайшем будущем будет, по-видимому, доминирующим».
Художники АХРРа работали во всех жанрах. В эти годы развивается портретное творчество С. В. Малютина, В. Н. Мешкова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Г. Г. Ряжского, Е. М. Кацмана и других. Они запечатлели образы руководителей нашей партии и государства, героев гражданской войны, деятелей науки и искусства, рабочих и крестьян, советской
молодежи.
Такие произведения, как портрет Д. М. Фурманова, созданный С. В. Малютиным, «Председательница» художника Г. Г. Ряжского или «Партизан» Н. И. Струнникова, раскрывали лучшие черты советского человека, давали представление о красоте его духовного мира.
Новое появилось и в пейзаже. Правда, он не занимал в искусстве этих лет такого большого места, как жанровая или историческая живопись. Но тем не менее художники-пейзажисты стремились отразить измяняющийся облик советской страны, почувствовать дыхание современности, показать великую созидательную деятельность народа. Старейшие мастера К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, молодые художники Б. Н. Яковлев, В. Н. Мешков и другие создают целую серию картин, передающих красоту необъятных просторов родины.
Красочные пейзажи А. А. Рылова, пронизанные солнцем и воздухом, свидетельствовали о радостном, оптимистическом восприятии художником мира, о его любви и чуткости к красоте родной природы.
Пафосом возрождения хозяйства страны дышит интересный индустриальный пейзаж Б. Н. Яковлева «Транспорт налаживается».
Большой и сложный путь прошло искусство молодой Советской республики. При неустанном внимании и заботе партии и правительства укреплялись принципы социалистического реализма, осуществлялся бессмертный завет В. И. Ленина:
«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.