Могучая волна гуманистических идей в начале XVI века неотвратимо проникает и в северные области Италии, долее всего скованные традициями средневекового мышления. Это вызывает к жизни своеобразные варианты местных художественных школ, без которых представляется немыслимой полная картина итальянской культуры эпохи Высокого Ренессанса. Наиболее значительной из них оказалась брешианская живописная школа, которая развивалась в непосредственной географической близости с блестящим искусством Венеции. Жизненная атмосфера Брешии, далекая от бурных катаклизмов, сотрясавших исторические судьбы таких крупных политических и художественных центров Италии, как Рим, Флоренция или Венеция, дала возможность созреть более умиротворенному, созерцательному отношению к действительности у брешианских живописцев. Их искусству не свойственно стремление к повышенной героизации и монументализации образов, к драматическим коллизиям сюжетных полотен. В неподдельном интересе брешианцев к повседневному течению провинциальной жизни, в жанрово-бытовых оттенках восприятия мира дает себя знать общая для всех художественных школ Италии тенденция следования реалистическим принципам. Особенно ярко это проявилось в творчестве Алесандро Бонвичино, прозванного Моретто, которое впитало в себя все характерные свойства брешианской ренессансной школы. Жизнь Моретто, ученика местного мастера живописи Джироламо Романино, не отмечена никакими выдающимися событиями. Это нашло свое отражение в спокойном, несколько мечтательном характере его живописи, чуждом любым проявлениям драматизма и экспрессивности. Многочисленные заказные алтарные образы, выполненные им для церквей Брешии, отличаются завершенностью и строгим равновесием композиций. Введение в них архитектурных атрибутов в виде арок и колонн, столь популярное в живописи Возрождения, усиливает ощущение статической неподвижности и вместе с тем торжественности изображаемого момента. С большой живостью и непосредственностью художник характеризует второстепенных действующих лиц картин, основываясь на личном наблюдении жизненных характеров и ситуаций. Как правило, религиозную тематику своих картин Моретто основывает на поэтическом ощущении мира, в силу которого священные сюжеты обретают большую достоверность, становятся ближе, доступнее восприятию зрителя. Не случайно в подобного рода композициях, как правило, связанных
единой темой поклонения женщине (культ мадонны свойствен католицизму), Моретто в качестве фона вводит мотив итальянского гористого пейзажа. Он стремится не только к интимно-лирическому истолкованию сюжета, но и к передаче глубокой связи человека с природой. Ощущением внутренней гармонии проникнуты такие картины Моретто, как «Явление мадонны пастуху» в Пантоне, «Святая Урсула» в церкви св. Клемента в Брешии, «Святая Юстина» в Вене и др. Наиболее велика была популярность Моретто как мастера, написавшего серию портретов своих современников. И в этом жанре художник уходит от драматической напряженности в передаче характеров «сильных» личностей, от выявления резко индивидуального начала в их изображении. Его персонажей сближает между собой спокойно-созерцательное настроение. В «Мужском портрете» 1526 года (Лондон, Национальная галерея) Моретто впервые в итальянском искусстве создает вариант парадного портрета в рост на фоне аксессуаров, ставших впоследствии
классическими в этом жанре, — колонн и арок с прорывом в пространство. Однако общая репрезентативность парадной композиции снижается будничной и слегка расслабленной позой портретируемого, усердным перечислением деталей костюма, что настраивает на более прозаическое восприятие образа. Характерное для мастеров провинциального круга стремление к интимной, камерной трактовке изображаемых персонажей не преодолевается даже в претендующих на значительность картинах подобного рода. Некоторая статичность ранних портретов Моретто в период его творческой зрелости сменяется большей свободой и выразительностью, которые постепенно завоевывают ему славу одного из самых популярных портретистов Брешии. «Мужской портрет» 1540-х годов (Лондон, Национальная галерея) написан в ключе меланхолической задумчивости, заимствованной Моретто у венецианских мастеров круга Джорджоне и столь отвечавшей вкусам провинциальных заказчиков. Моретто достигает изысканного разнообразия в своей палитре — от глубоких звучных красных и черных тонов до нежных розоватых и серебристых. Сочная, празднично-декоративная гамма усиливает эффектную парадность портрета. Вместе с тем он лишен той глубины и подлинной значительности чувств, которая свойственна лучшим примерам портретного искусства Возрождения. Общая картинность позы, скользящий поверх зрителя томный взгляд, подразумевающий мечтательное настроение героя, поверхностное, крайне условное изображение человеческих эмоций свидетельствуют об определенной узости художественных возможностей Моретто. И так же, как в картинах на религиозные темы, поэтическое начало в искусстве Моретто с наибольшей полнотой проявляется в композициях, где главным является женский образ. В данном случае — в женском портрете. Портрет молодой женщины, созданный Моретто около 1535 года, исполнен чувства внутреннего благородства и простоты. В нем странным образом сосуществуют два начала: с одной стороны, стремление к эффектной выразительности в изображении одежды и фона, с другой — жанрово-бытовая трактовка внешности и характера модели. Таким образом, провинциальная «отсталость» Моретто и художников его круга, их непроизвольный отказ от неуклонного следования существующим традициям крупных школ создали предпосылки для сложения в европейском искусстве нового жанра — бытового, который окончательно определился гораздо позже.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.