Первое, что располагает к себе зрителя при знакомстве с творчеством Василия Васильевича Крайнева, — это его удивительная цельность. Она и в верности раз и навсегда избранной теме, и в постоянстве художественного мировосприятия, и в неизменном выборе изобразительных средств. Глядя на ранние работы художника, относящиеся к 1910-м годам, и на те, что завершают более чем полувековой путь Крайнева в искусстве, не перестаешь дивиться ясному и гармоничному развитию его дарования.
Вероятно, впечатления раннего детства, когда он вместе с отцом — кочегаром волжского буксира — целые месяцы проводил на борту парохода, наблюдая за пестрой разноголосой жизнью могучей труженицы Волги, сроднили его с пейзажами родной земли. Шумная сутолока причалов, великолепие восходов и закатов на реке, величие вечно изменчивого небосвода, луга, отмели и утесы проплывающих мимо берегов — все это не могло не увлечь одаренного ребенка. Правда, не волжский пейзаж стал впоследствии основной темой творчества художника, но именно он обусловил глубокое пристрастие Крайнева к мотивам русской природы.
С двенадцати лет пришлось Крайневу зарабатывать себе тяжелым трудом на жизнь, побывал он и в подмастерьях, и в грузчиках, и в кочегарах. Только в 1900 году рабочего-грузчика принимают в Казанскую художественную школу. После ее окончания, в 1909 году он поступает в Московское Училище живописи ваяния и зодчества и со второго года обучения попадает в пейзажную мастерскую, которой руководил А. М. Васнецов. За свои ученические работы Крайнев дважды был удостоен денежных премий — имени С. М. Третьякова в 1912 году и имени И. И. Левитана в 1913 году. Его пейзажи завоевали высокую оценку и на 15-й периодической выставке Московском общества любителей художеств в Нижнем Новгороде (1915), и — в начале 1917 года — на выставке Московского товарищества художников в Москве. Крайнев всегда много работал на натуре, с раннего этапа творчества его этюды по преимуществу воспроизводят неяркие краски зимнего, осеннего или же пасмурного дня, они так и названы художником — «Зима в лесу», «Дождливый день», «Сосны осенью», «Пруд в пасмурный день», «Вечер в деревне»... Работал он также и над жанровыми полотнами, в которых, как и в пейзажах, проявились характерные черты его живописной манеры. С одной стороны, его вещи отличает сдержанность колорита, а с другой — прорывающийся через кажущуюся монохромность темперамент живописца. В холстах Крайнева есть особая цветовая звучность — то это терракотово-коричневая стена за серой, в белых бликах, водой («Платьемоечная у фабрики»), то звонкие желтые и розовые пятна в зеленовато-коричневом сумраке комнаты («За шитьем»), то яркий солнечный свет за окном («За стиркой»). Однако с особой силой эти колористические свойства проявились в северных пейзажах, которым он почти безраздельно посвятил себя начиная с 1925 года. Именно в соприкосновении со скудной, суровой природой Севера проявились лучшие качества его палитры. Он сумел извлечь из сумрачного северного неба, из лиловато-серой скалистой породы, из отливающих свинцом ледяных вод Заполярья поэзию особого склада и ритма. И вовсе она не бедна красками, эта природа, просто каждый проступающий в ее ландшафте оттенок, каждый световой блик приобретает благодаря тонкому лирическому чувству автора особую ценность. Такова, например, картина «Горное озеро в сумрачный день» (1926). Мятежные сизые тучи над серым пятнышком озера, сжатого кольцом рыжевато-оливковых скал, — вот и весь мотив, но он разработан в таких мягких цветовых отношениях, так постепенно один оттенок переходит в другой, так музыкально отзывается неподвижная вода в узкой щели озера на тревогу небесной шири, что почему-то начинает щемить сердце. Из ежегодных поездок на Север художник привозил множество этюдов, рисунков, акварелей, сделанных с натуры. Многие из них послужили в будущем материалом для больших полотен. Здесь хочется привести лишь несколько названий, характеризующих изобразительную географию Крайнева: «Становище, Александровск», «Тундра», «Гавань Полярное», «Мурманский берег», «Хибины», «Нивстрой близ Кандалакши», «Мурман», «Заполярье. Северная бухта». Июнь 1941 года оторвал Крайнева от любимых мест, как и большинство его собратьев по искусству, он стремится в годы войны вложить и свой труд в дело победы над врагом, создавая произведения, отражающие военный быт народа («Красная Армия в лесах Карелии», «Линкор «Марат» на защите Ленинграда», «С подарками на фронт»). После Отечественной войны Крайнев по состоянию здоровья уже не мог совершать поездки на Север. Но и в последнее десятилетие жизни, с трудом владея своими полупарализованными руками, старый художник в условиях мастерской сумел в своих полотнах воспроизвести свежесть непосредственного восприятия природы, широко используя все свои многочисленные
наброски с натуры, сделанные на Севере. Так же, как и в более ранних вещах, здесь не встречается изображение человека, но в величественных образах таких полотен, как «Северная ночь» (1953), «Перед штормом» (1952) или в последнем — «Становище» (1955), зритель ощущает то волнение, которое испытал художник перед ликом природы.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.