Имя азербайджанского живописца Саттара Бахлулзаде еще при жизни стало легендарным. Молодые бакинские художники произносили его всегда с неизменным уважением и любовью. Работы Бахлулзаде стали для них символом любви к родной земле, связи традиций народной жизни, народного восприятия красоты с нашими нынешними делами, современным мироощущением. Художника трудно было застать в Баку. Он либо рисовал и писал этюды где-нибудь за городом, чаще всего в Амираджанах на Апшероне, где он родился и вырос, либо отправлялся в отдаленные районы республики. Часто встречаясь с молодыми живописцами, Бахлулзаде, перемежая рассуждения о жизни и искусстве чтением азербайджанских и старых арабских стихов, предупреждал своих молодых друзей об опасности фанатичного культивирования любой национальной школой только своих «особенностей». Он был влюблен в свой народ и землю, но считал, что искусство должно быть близко и понятно всем, что настоящее развитие и яркая, полноценная жизнь любой национальной художественной школы возможны только во взаимном обмене опытом с другими школами. Бахлулзаде не холодно философствовал. Это были уроки его собственной жизни в искусстве, жизни необычной, при внешней однообразности ее течения полной решительных поворотов и очень цельной в преданности делу искусства. Когда-то, в начале 30-х годов, он начинал как автор сатирических рисунков. Известный график Азимзаде рекомендовал его рисунки для печати в газету «Коммунист». И в Москве, в художественном институте, поначалу Бахлулзаде учился графике у В. Фаворского и Л. Бруни. Но когда однажды Бахлулзаде показал в институте свои живописные работы, написанные летом в Крыму, то Григорий Михайлович Шегаль уговорил его перейти к нему в мастерскую на живописный факультет, угадав в полуученических этюдах студента редкостное живописное дарование. В 1930-е и в 1940-е годы в советской живописи очень большое место занимала историческая картина. Многие мастера стремились запечатлеть в искусстве деяния героев, важнейшие события истории. Бахлулзаде тоже выбрал путь исторического живописца, тем более привлекавший его, что в год окончания института — диплом так и не удалось защитить — разразилась Великая Отечественная война. Уроки истории теперь приобрели особую актуальность, они воспитывали мужество, любовь к Родине. Художник написал несколько больших исторических полотен и исторических портретов. После войны Бахлулзаде пытался писать различные тематические произведения, но постепенно его все более и более захватывала пейзажная живопись. Художник был влюблен в бескрайние просторы степей и морские пейзажи Апшерона с его лесом вышек. Довольно скоро мастер оказался перед необходимостью поиска нового художественного языка — те чувства, которые переполняли его, не могли быть выражены в традиционной манере тональной живописи, в которой цвет был подчинен рисунку. Наблюдая жизнь природы, эмоционально переживая новый образ пейзажа, где извечное соединено органично с сегодняшним, Бахлулзаде шел к «своей» живописи, не боясь расставаться с прежде найденным. Он испытывал великую радость от открытия нового, давая собственное живописное толкование знакомым привычным мотивам. От такой эмоциональной непосредственности, непредвзятости в постижении жизни природы его искусство обрело подкупающую сердечность. В картинах художника природа как бы на наших глазах, расцветая всеми красками радуги, становится удивительной красочной феерией. При этом Бахлулзаде стремится избежать внешней декоративности, форсирования звучности цвета. Даже самые большие его произведения обладают акварельной нежностью цвета, их колорит строится на тончайших нюансах и переходах. Лирическая непосредственность — путь к созданию произведения символического, широкого звучания, каким стало, например, полотно Бахлулзаде «Азербайджанский пейзаж» (1971). Нежность и мощь у него не противоположные стихии, а дополняют друг друга. Если определять «сквозную» тему творчества Бахлулзаде-пейзажиста, ее, вероятно, следовало бы сформулировать как поиски образа цветущей земли. Он открывает зрителю родную землю как прекрасный поэтичный мир, мир очень необычный, по-фольклорному сказочный в своих красочных проявлениях и вместе с тем очень реальный («Бильдя»). Врубель, Александр Иванов, Андрей Рублев, Анри Матисс, безвестные мастера волшебных композиций в бакинском музее ковров — Саттар Бахлулзаде неизменно вел «беседу» со своими любимыми мастерами, учась у них самостоятельности в искусстве, искусству быть самим собой.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.