Канделаки принадлежит особое место в развитии художественной культуры Грузии. Яркий, самобытный человек, талантливый ваятель, незаурядный педагог, он и своим творчеством и своей преподавательской деятельностью сыграл большую роль в процессе формирования грузинского реалистического искусства. Его наряду с Я. И. Николадзе можно по праву назвать одним из зачинателей советской грузинской скульптуры. Николай (Николоз) Порфирьевич Канделаки родился в местечке Кулаши (ныне Самтредского района). Его отец Порфирий Иванович Канделаки много времени и сил отдавал просветительской деятельности, способствовал открытию в округе нескольких начальных школ. В них Порфирий Иванович Канделаки преподавал грузинский язык. Человек образованный, широкомыслящий, он старался дать ученикам знание не только родного языка, но и естественных наук. Атмосфера родного дома — атмосфера любви к науке, отечественной культуре, глубокого уважения к родному народу — оказала большое влияние на формирование личности будущего скульптора. Воспринял он и тот дух свободолюбия, который не был чужд его родным. Воображение романтически настроенного юноши волновали и будоражили образы пирали — своеобразных грузинских робин-гудов. Канделаки вспоминал, как по ночам они появлялись в их доме — таинственно выходили из тьмы ночи, закутанные в бурки, «принимали трапезу» и опять бесшумно уходили в ночную мглу. Неуемное, пылкое вольнолюбие Канделаки проявилось уже в годы пребывания в Кутаисской гимназии. Он принимает участие в волнениях, начавшихся в стенах гимназии в январе 1905 года, а затем распространившихся на весь город, и в других революционных акциях учащейся молодежи. В результате юноша был исключен из гимназии с волчьим билетом. В 1910 году Канделаки отправился в Петербург. Здесь ему удалось стать вольнослушателем Психоневрологического института. Однако завершить учебу ему не удалось. Он вновь поглощен общественной жизнью. В 1912 году Канделаки принял участие в политической демонстрации, организованной в знак протеста против расстрела рабочих на Ленских приисках, и был, правда, ненадолго, «препровожден» в Литовский замок. Институт пришлось оставить. Страстность, бескомпромиссность, неукротимость духа, активное, увлеченно-заинтересованное восприятие жизни, бурный, неукротимый темперамент он сохранил до конца дней. Эти черты личности Канделаки влияли на то, как складывались его отношения с коллегами, учениками, людьми, с которыми ему просто приходилось соприкасаться, накладывали отпечаток на его понимание искусства и своего места в нем. Врачом, ученым Канделаки стать не пришлось. Но, изучая в институте анатомию, он пристрастился к рисованию. И это увлечение определило его дальнейшую судьбу. Канделаки решил стать художником. На короткое время он поступил в мастерскую живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Однако настоящую художественную школу Канделаки прошел позже. В 1922—1926 годах он учится в ленинградском Вхутеине (бывшей Академии художеств) у прекрасного скульптора А. Т. Матвеева. Уроки Матвеева очень много дали Канделаки, который до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал своего замечательного наставника. Уроки Матвеева научили его любить, уважать и, главное, понимать натуру, чувствовать конструктивное начало, в ней заложенное, всегда стремиться к достижению пластической выразительности формы и добиваться того, чтобы она строго соответствовала характеру решаемой в каждом отдельном случае художественной задачи. В 1926 году, окончив институт, Канделаки вернулся в Тифлис. С этого же времени практически началась и его многолетняя плодотворная педагогическая работа. Основная часть произведений, созданных Канделаки, — исполненные с натуры портреты его земляков и современников. Он является также автором нескольких фигурных композиций. Своеобразие места, занимаемого его искусством в богатом достижениями грузинском скульптурном портрете, определяется тем, что Канделаки прежде всего мастер портрета монументального («Портрет горняка»). Монументальность — определяющее внутреннее качество работ скульптора, обусловленное тем, что он всегда крупно, масштабно, в ее главных чертах воспринимал человеческую личность и прекрасно владел законами построения большой пластической формы. Его решения всегда просты и сдержанны. Он не дробил объемы, не отвлекался на изображение деталей второстепенных. Канделаки всегда прорабатывал форму сильно и обобщенно, стремясь подчеркнуть внутреннюю взаимосвязь отдельных частей, логику соотношений объемов и масс, выявить основнью членения, создать лаконичный, цельный силуэт. При этом, остро чувствуя пластическую силу скульптурной формы, он лепил ее смело, свободно, добиваясь индивидуальной неповторимости каждого решения. Своеобразная героическая приподнятость присуща портретам артиста Акакия Хоравы (1948), художника Ладо Гудиашвили (1955), Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина (1949). Более чем за сорок лет педагогической деятельности в стенах Тбилисской Академии художеств Канделаки дал нескольким поколениям грузинских скульпторов точное понимание возможностей и законов портретного жанра, привил любовь к нему. Но, пожалуй, еще важнее и значительнее то обстоятельство, что Канделаки помогал молодежи учиться видеть, понимать, чувствовать и натуру, и пластическую форму так, как ее должен воспринимать, видеть, ощущать художник-монументалист. Так он воспитал целую плеяду скульпторов-монументалистов, составляющих славу грузинского искусства. За успешную творческую и педагогическую работу Канделаки был удостоен звания народного художника Грузинской ССР.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.