Франса Снейдерса можно назвать крупнейшим мастером натюрморта XVII столетня. Он принадлежал фламандской школе и был современником и соратником великого Рубенса. Ему были близки идеалы, которые Рубенс воплотил в своем искусстве. Снейдерс стал родоначальником того монументально-декоративного натюрморта-панно, который завоевал огромную популярность во Фландрии и стал как бы символом фламандской живописи. Острый драматизм и напряженность, страсть и героика искусства Рубенса были выражением царившего в то время в обществе духовного подъема. В мастерскую Рубенса, ставшую почти художественным центром Фландрии, со всех концов страны съезжались художники. Здесь сформировалось искусство живописцев Ван Дейка и Иорданса, скульптора Л. Файдерба, многих граверов, которые распространяли по всей Европе славу живописных творений Питера Пауля Рубенса. Учившийся у Питера Брейгеля-младшего и работавший в Антверпене Снейдерс в 1608—1609 годах посетил Италию. Сближение с итальянской культурой наложило на его творчестве отпечаток ясности и гармоничности. Но он не стал подражателем итальянского искусства, сохранил фламандский дух. В начале творческой деятельности Снейдерс создает небольшие по размерам натюрморты с ограниченным количеством предметов. Но он не может противостоять тяге к широким монументальным полотнам. Художник начинает писать картины все ббльших размеров, насыщая их все ббльшим количеством фруктов и овошей, дичью и рыбой, вазами и блюдами, полными самых разнообразных даров природы. Такой стиль натюрморта складывается в творчестве мастера без всякого постороннего влияния. Это можно утверждать, поскольку точно известно, что и поездка в Италию, и знакомство с Рубенсом состоялись несколько позже появления первых монументальных натюрмортов Снейдерса. В зрелых работах мастера перед зрителем предстает подлинно фламандское изобилие. При этом Снейдерс не пользуется сложными художественными приемами. В отличие от голландцев с их интересом к проблемам пространства и интерьера, освещения и воздушной среды, Снейдерс создает свои полотна по принципу плоскостного «гобеленной» построения композиции, без особой пространственной глубины. С живым мастерством и подлинно декоративной красочностью художник объединяет на столе множество предметов, не стремясь создать иллюзию реального пространства. Велико многообразие даров природы, изображенных в картинах Снейдерса. И если в голландском натюрморте изображенные предметы напоминают о человеке (например, срезанная кольцами кожура лимона или недопитый бокал вина), то у Снейдерса «герои» его натюрморта живут самостоятельной жизнью. Художник ценит прежде всего природную красоту дичи, рыбы и фруктов. Он наслаждается этой красотой, ее изобилием и разнообразием. Кисти винограда, головы кабанов, заячьи и дичинные тушки, огромные омары — все это в нарочитом беспорядке лежит на громадных столах. И это не «тихая жизнь» вещей, как в спокойных философских натюрмортах голландцев, а изобильная «мертвая природа», изображенная ненасытной фламандской кистью. Одна из известнейших натюрмортных серий Снейдерса — «Лавки» (1618—1621) — была предназначена для дворца архиепископа Триста, известного мецената. Теперь большая часть ее украшает залы Ленинградского Эрмитажа. «Лавки» Снейдерса разделены по тематике: овощные, фруктовые, рыбные и другие. Чего только не изображает здесь художник! В его рыбной лавке есть почти все известные в XVII веке виды морских рыб и животных: мы видим даже моржей, черепах, дельфинов и морских скатов. Фруктовая лавка полна разнообразных плодов. Сложенные в корзины, они расставлены на полу и на столе. Рядом жанровый момент — хозяйка разговаривает с покупательницей, а маленькая обезьянка в это время опрокидывает корзину с персиками. Глядя на натюрморт Снейдерса, иногда удивляешься, откуда в художнике появилась такая любовь к изобилию, порой граничащая с гурманством? Может быть, здесь сказались впечатления детства, проведенного в семье хозяина прославленной антверпенской таверны, в которой устраивались пиршества, длившиеся несколько дней подряд? А может быть, за этим скрывается желание выразить в натюрморте бесконечное разнообразие красоты мира? Видимо, и то и другое имело значение для его творчества.
Снейдерс, которого принято считать мастером натюрморта, великолепно рисовал и животных (сохранилось множество его рисунков с изображением собак). Под самым непосредственным воздействием Рубенса он создал целый ряд охотничьих сцен, изображающих различные виды охоты, и даже сцены борьбы диких животных (например, «Лев и кабан»). Но и здесь Снейдерс всегда ищет возможности наиболее декоративного решения. С блеском и артистизмом он выписывает все детали, как бы похваляясь своим великолепным знанием строения тела животного. Но в анималистических и охотничьих произведениях он не мог достичь той гармонии декоративности, жизненности и мастерства, что в натюрмортах. Рубенс всегда был для Снейдерса вдохновителем и наставником. Последний часто писал для великого мастера изображения натюрмортов в его многофигурных композициях. А Рубенс, в свою очередь, помогал художнику в рисовании человеческих фигур. Именно благодаря Рубенсу успех Снейдерса был огромен. Его натюрморты и охотничьи сцены украшали дворцы патрициев, замки аристократов, монастырские здания. Работал он и для королей различных европейских держав. Жизнь его была спокойной и размеренной. А умер Снейдерс богатым и прославленным мастером в глубокой старости.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.