Анри Матисс принадлежит к тем мастерам, чье творчество определило собой все развитие искусства XX века. Его имя наряду с именем Пабло Пикассо давно стало символом современной живописи и характерного для нее нового видения мира. Однако, в отличие от Пикассо, Матисс не стремился к прямому отображению всех событий духовной жизни эпохи. Вопреки трагическим катаклизмам века, его творчество неизменно воплощало в себе надежду и неомраченную радость бытия — радость, которую художник передавал музыкой цвета, ритмом линий и всем строем своего искусства. Первые подлинно самобытные произведения Матисса относятся к самому началу нашего века. В это время он отказывается от предшествующей валерной, светотеневой живописи, от кратковременного увлечения импрессионизмом и «неоимпрессионизмом» и приходит к более современному стилю, отвечавшему его творческой индивидуальности и требованиям времени. Главные особенности этого стиля — своеобразная «эмансипация» цвета, поиски сочетаний, в которых насыщенные и чистые краски гармонируют друг с другом и при этом звучат в полную свою силу. Этой не имевшей аналогий в предшествующем европейском искусстве декоративной и эмоциональной силе цвета отвечала обобщенность формы и выразительность линий — свободных и уверенных, составляющих как бы неизменный почерк художника. Именно в этот период живописный язык Матисса приобретает особую силу и прямоту выражения, в которых были и порыв к обновлению выразительных средств европейского искусства и возвращение к его древним истокам. Критика окрестила художника и его единомышленников (Дерена, Марке, Руо, Вламинка и других) кличкой "дикие" (по-французски «фов», отсюда — фовисты). В его произведениях с особой законченностью утверждается характерное для XX столетия понимание искусства как подобия и одновременно метафоры зримого мира, как прямого воплощения поэтического чувства художника. Однако натюрморты и пейзажи, а также немногочисленные изображения человека, созданные мастером в начале века, сохраняли еще некоторую камерность образов, конкретность и ограниченность пространства, подчеркнутую вещественность изображения. Один из самых плодотворных периодов творчества Матисса — конец 900-х—начало 10-х годов нашего века. В это время он много путешествует, посещает Италию, Россию, Испанию и Марокко, изучает монументальную живопись раннего Возрождения (прежде всего Джотто и Пьеро делла Франческа), русскую иконопись и искусство ислама, причем все увиденное становится для него не объектом подражания, а источником вдохновения и творческих идей. В Государственном Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина имеется много шедевров Матисса этого периода, приобретенных в свое время известным коллекционером С. И. Щукиным. Пожалуй, наиболее полно основные черты его зрелого творческого метода воплощены в большом полотне «Красная комната». Как и во всех других произведениях художника, здесь сохраняется единство точки зрения и ощущение глубины пространства (усиленное характерным приемом вида из окна), но это пространство как бы сплющивается, уходя в бесконечность и одновременно подчиняясь плоскости самой картины. Ее единство и «плоскостность» подчеркнуты и цветом, и цельным арабеском декоративного узора. Каждая деталь композиции — будь то фигура сидящей за столом женщины, дерево или лимон, — представляет собой обобщенное изображение предмета и его поэтический символ, а все произведение в целом — декоративное украшение стены и полное глубокого чувства «высказывание» художника. Его главное средство выражения — цвет; картина захватывает зрителя прежде всего праздничной гармонией вишневых и темно-синих тонов, дополненных более светлыми синими, зелеными и розовыми красками пейзажа и живым горением золотых плодов и цветов. Но не менее важна для Матисса и линия, образующая как бы каркас живописного целого. Острая и точная, полная силы и изящества, она создает ощущение движения и жизни формы, спонтанности и внутренней необходимости изображения. Подобно «Красной комнате», все остальные приобретенные в свое время Щукиным картины Матисса впечатляют своей масштабностью — или, говоря словами самого художника, «выражением на ограниченном пространстве идеи необъятного», — а также наполняющим их чувством захватывающей красоты и гармонии мира. Однако, при всем стилевом единстве, они неповторимы по сюжету и образному звучанию. На одном полюсе находятся знаменитые панно «Танец» и «Музыка» (выполненные для щукинского особняка), предельно лаконичные и монументальные, рассчитанные на рассмотрение с большого расстояния и передающие как бы обнаженную сущность явления. На другом — более непосредственные, жизненные и солнечные «Золотые рыбки», «Танжер. Вид из окна» или изощренно-орнаментальные «испанские» натюрморты. Трагизм событий первой мировой войны, а также влияние кубизма наложили на искусство Матисса военных лет отпечаток суровости и аскетизма. Реакцией на этот аскетизм явилась пронизанная жаждой наслаждения, но менее значительная, по сравнению с довоенной, живопись 20-х годов (период «одалисок»). Новый подъем наступает в 30-е годы, когда Матисс как бы продолжает прерванное развитие своего искусства. Цель его творчества по-прежнему состоит в передаче непосредственных впечатлений от действительности и в художественной организации этих впечатлений,— но оно становится теперь еще более обобщенным, раскованным и лиричным. Некоторые полотна мастера, созданные в 30-е и 40-е годы, — такие, как «Женщина в полосатом платье», «Женские фигуры на фоне листвы», «Две девушки», «Молчание в домах», — кажутся стихотворениями в красках. Краски приобретают в этот период особую, почти спектральную чистоту и светозарность. С конца 30-х годов Матисс постоянно живет на юге Франции (сначала в Ницце, а затем в Вансе), и его натюрморты, портреты и многочисленные изображения женщин в интерьере или пейзаже выглядят воплощением южного солнца и счастья жизни. Глядя на эти полотна, трудно поверить, что многие из них создавались в суровые годы фашистской оккупации, когда дочь художника была заключена в лагерь смерти; или после войны, когда он перенес тяжелую операцию и на долгие годы был прикован к постели. При этом особенно ясными становятся такие черты искусства Матисса, как скрытое противостояние жестокой социальной действительности, человеческому страданию и смерти, утверждение непреходящих гуманистических ценностей. «Большая форма», характерная для творчества художника двух последних десятилетий, обусловила его обращение к декоративному оформлению архитектуры и поиски синтеза искусств. Итогом этих поисков была работа в «Капелле четок» в Вансе (1948—1951), для которой Матисс выполнил в самом конце своей жизни сюжетные графические росписи и чисто декоративные цветные витражи, а также все внутреннее убранство, включая одежду священников. Яркие краски витражей и скупой язык графики подчинены в капелле главной задаче: передать ощущение человечности, света, ликующей радости и вневременного величия. Вторая, не менее важная сторона творческой деятельности Матисса 30-х и 40-х годов — станковая и книжная графика. В это время он создает многочисленные рисунки карандашом и тушью, наклейки цветной бумаги, офорты, литографии и линогравюры, захватывающие правдивостью и красотой образов и артистизмом исполнения. Особенно совершенны книжные
иллюстрации Матисса, его оформление поэтических сборников Ронсара, Малларме, Анри де Монтерлана и др. С помощью одной контурной линии — черной на белом фоне или ослепительно-белой на черном — он добивается чуда зрительного воплощения самого духа поэзии, ее динамики. В этих иллюстрациях с особой силой проявились духовность, поэтичность и гуманизм, присущие всему искусству великого французского мастера.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.