Под воздействием искусства Льва Григорьевича Бродаты находилось не одно поколение советских художников-сатириков и иллюстраторов книги. Чем же привлекали и продолжают привлекать его небольшие, лишенные внешней эффектности рисунки? На этот вопрос можно было бы ответить кратко: артистичностью. Искусство Бродаты связало воедино лучшие традиции журнальной графики Европы начала века с опытом русской сатирической графики. Бродаты, уроженец Варшавы, бывшей тогда центром русской Польши, немало постранствовал в молодости. Учился он в Вене, сначала в частных студиях, потом в Академии изящных искусств, которую, впрочем, решил не оканчивать, поскольку надо было просто зарабатывать на жизнь. Как и большинство молодых людей, мечтавших об искусстве, Бродаты писал картины и портреты. Но уже в молодости он был не менее увлечен свободным рисунком, карикатурой. Его композиции печатались в различных журналах, издававшихся в Польше, Австро-Венгрии, Германии перед первой мировой войной, и это была работа не только для заработка, а и свободное выражение своих художественных склонностей. Параллельно формированию мастерства Бродаты-рисовальщика шло и становление его политических убеждений. Примкнув к социал-демократическому движению, он быстро шел к пониманию программы большевиков. Молодой художник участвовал в нелегальных собраниях, жил тайно, скрываясь от преследования полиции в Петрограде. После Февральской революции 1917 года Бродаты снова очень активно работает как график для печати. Уже через несколько дней после победы Октябрьской революции его рисунки публикует «Правда», а в начале 1918 года художник организует первый советский сатирический журнал «Красный дьявол». Он является одним из авторов петроградских «Окон РОСТА» наряду с В. Лебедевым и В. Козлинским, его рисунки встречаются на страницах многих веселых, сатирических журналов Петрограда-Ленинграда 1920-х годов, таких, как «Бегемот», «Смехач», «Мухомор» или «Красный ворон», а с 1931 года, поселившись в Москве, он уже регулярно печатается в «Крокодиле». Бродаты-рисовалыцик легко узнается по очень своеобразной «интонации» рисунка. В отличие от многих известных мастеров сатирического журнального рисунка, он не придает решающего значения тексту. Его рисунок обычно гораздо выразительнее подписи, которая служит лишь некоторым комментарием, пояснением к нарисованному. Получив сюжет для рисунка из редакционных тем, он в первую очередь стремился решить его пространственно и пластически выразительно. Без этого, справедливо считал мастер, рисунок останется на уровне нехитрого описания факта, тогда как задача художника — дать факт как обобщение жизненного случая. Активность художника в поиске своеобразной графической формы Бродаты рассматривал как активность отношения к жизни, как своеобразие интерпретации темы. Из небольшого эпизода он стремился, как талантливый новеллист, создать законченное целое. Сама фабула остается простой и ясной, не обрастает множеством «говорящих» деталей. Художник делает упор на неповторимости, характерности эпизода. Его линия очень лаконично и темпераментно «строит» рассказ, обладая привлекательной броскостью, стремительным ритмом. Рисунок напоминает вдохновенную быструю зарисовку с натуры, сохраняющую яркость первого, сильного непосредственного столкновения с фактом («В редакции одной реакционной газеты»). Каждый рисунок Бродаты убеждает метко найденными деталями, всем антуражем действия. Художник обладал замечательной зрительной памятью и знал действительно очень много. Но главное — это эмоциональная убедительность его сценок и эпизодов, достигнутая с помощью мастерского использования простого и выразительного графического языка. Бродаты брал тушь, перо и делал рисунок в номер, импровизируя на определенную заданную тему. Рисовал быстро, как бы небрежно, но с какой-то нежной точностью. При привязанности к определенному кругу приемов его рисунки, собранные вместе, не производят впечатления чего-то однообразного, исполненного по трафарету. Нет, каждый раз он находил для себя момент неожиданности, новизны в теме, помогающий пластически прочувствовать ее. Композиции приобретали ясный, чеканный характер при свободе и артистичности рисунка или акварели. Другая неожиданность внутренней структуры графики Бродаты — лирическое начало, лирическое настроение. Этот сознательно введенный контрастный прием решения темы помогает зрителю-читателю острее ощутить суть сюжета. Бродаты часто пользовался этим приемом, в частности, рисуя сатирические сценки из зарубежной жизни. Во многих из них мы чувствуем искреннее сочувствие автора к «маленькому человеку», придавленному безжалостным движением общественной машины. В других стилистика графики Бродаты создает настроение тонкой иронии, необходимого компонента глубоко разящего смеха. Графике Бродаты многим обязаны такие видные московские мастера, как Л. Сойфертис и В. Горяев. Не случайно и то, что артистичная, высокохудожественная графика Бродаты особую популярность приобрела на рубеже 1960-х годов, когда в советском искусстве происходили серьезные внутренние перемены, когда решительно отвергались навыки пассивного, натуралистического мышления. Искусство Бродаты, соединившего в своем творчестве идеалы общественного служения с подлинной художественностью, представляется важным явлением в советской графике.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.