Имя Тербрюггена, голландского мастера из Утрехта, связано с новым явлением в европейской живописи — караваджизмом, оказавшим известное влияние и на формирование национальной голландской школы. Само название этого направления говорит о повышенном интересе европейских мастеров к художественному методу знаменитого итальянского мастера Караваджо. В голландской живописи начала XVII века это направление ярче всего проявило себя в Утрехте. Основную группу утрехтских караваджистов составляют художники Герард Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен и Тербрюгген. Сведений о жизни Хендрика Тербрюггена сохранилось очень мало. Известны дата его рождения и тот факт, что в юном возрасте он учился у художника-маньериста А. Блумарта. Вероятно, по совету своего учителя в 1604 году художник поехал в Италию и жил там в течение десяти лет. Полученные там впечатления повлияли на все его дальнейшее творчество. С самого начала Тербрюгген примкнул к художникам, окружавшим Караваджо, его привлекли круг их тем и особый интерес к народным типам, и новое отношение к религиозным сюжетам, трактованным как события реальной действительности. Кроме того, он прекрасно усвоил особый художественный метод, который применял знаменитый итальянец для наиболее яркого и выразительного воплощения своих задач, — новое построение композиции картины с сильным увеличением масштабов человеческой фигуры, приближение ее к зрителю, применение резких контрастов темных и светлых пятен, возникающих при особом «погребном» освещении сцены, употребляемом для усиления иллюзии объемной пластической формы. Круг сюжетов, выбираемых Тербрюггеном для своих произведений, достаточно широк. Он пишет религиозные и мифологические композиции, многофигурные жанровые сцены, взятые из быта солдат, веселые пирушки завсегдатаев харчевен и картежников. В подобных работах всегда звучит нота гротеска и подчеркнутой вульгарности, подмеченной не только в типах, но и в ситуации. Но чаще среди произведений Тербрюггена встречаются жанровые картины, в которых с мягкой иронией изображаются веселые музыканты или поющие и играющие гуляки, собутыльники, спорщики, а то и философы («Демокрит и Гераклит» из Утрехта, «Флейтист» из Касселя, «Уличная певица» из Базеля, «Концерт» из Эрмитажа). Среди всех утрехтских караваджистов Тербрюгген оказался наиболее оригинальным и своеобразным мастером. Программно он опирался на ранние и зрелые работы Караваджо, но в своих решениях художник смягчал резкость цветовых контрастов и придавал караваджевским ситуациям более жанровый характер. Трактовка сюжетов у Тербрюггена, будь то религиозно-мифологический или бытовой, в отличие от Караваджо, характеризуется большим ощущением реальной бытовой среды. Таким образом, в творчестве голландского караваджиста ясно намечается тенденция к переходу от картины мифологической к чисто жанровому произведению. Присущий художнику мягкий жизненный юмор в отношении к людям и их поведению в значительной мере способствует этому. Он неизменно присутствует в его жанровых сценах. Еще один элемент отличает его работы от произведений остальных караваджистов из Утрехта и самого Караваджо — это его трактовка света. Тербрюгген редко пользуется эффектом ночного освещения или искусственным светом свечи и факела. Он предпочитает яркий дневной свет, колорит, в котором чаще преобладают нежные голубые, желтые и оливковые тона, обладающие особой воздушностью и прозрачностью. Талант и особенности живописного метода Тербрюггена, вероятно, привлекли Рубенса, который в 1627 году, побывав в Утрехте, выделил Тербрюггена как единственного подлинного живописца, встретившегося ему в Голландии. Утрехтский караваджизм не был в художественной жизни Голландии начала XVII века явлением случайным. С одной стороны, это направление возникло в общем русле нарастания демократических тенденций, а с другой — отражало поиски и обращение художников молодой Голландии к большому стилю итальянских живописцев. Тербрюгген и другие художники Утрехта впервые в голландской живописи XVII века делают героями своих картин людей из общественных низов, не обезличивая их в общей массе, а выявляя характерные типы. Кроме того, в своем непосредственном активном действии и обращении к зрителю герои картин караваджистов как бы устанавливают с нами тесный контакт. Интерес караваджистов к натуре приводит к почти точному перенесению облика модели в картину, что делает их образы особенно жизненными. Подобные произведения по характеристике персонажей и решению композиции часто стоят на грани портретного и жанрового изображения. Опыт утрехтских караваджистов нашел свое продолжение в творчестве Франса Хальса, Рембрандта, Вермеера Дельфтского и многих других голландских художников того времени.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.