Вторая половина XVIII века — правление Елизаветы Петровны и Екатерины II — была временем переменчивым и хлопотливым. Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет, именами Новикова и Радищева начиналось русское свободомыслие. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Желая утвердить древность и знатность своего рода, вельможи и помещики в усадьбах и дворцах создавали целые портретные галереи. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Шереметева. Богатейший помещик, сын знаменитого сподвижника Петра I, Шереметев был заурядным представителем тогдашнего вельможного дворянства, занимавшим высокие посты и своевременно получавшим высокие награды. Делом его жизни стали собственные хозяйственные заботы и главное — постройка подмосковных усадеб — Кусково и Останкино, ставших прекрасными памятниками искусства крепостных мастеров. С этими усадьбами неразрывно связано и творчество Ивана Петровича Аргунова — члена целой династии крепостных архитекторов, живописцев и мастеров. Его талант развился и был признан довольно рано — недаром уже в 20 лет, будучи учеником Г.-Х. Гроота, он украшал церковь в Царскосельском дворце, а вскоре и сам по специальному указу получил в ученики А. Лосенко, К. Головачевского, И. Саблукова — спавших с голоса придворных певчих. Наследие Аргунова можно разделить на две неравноценные в художественном отношении части — портреты парадные, репрезентативные и более интимные, частные. К первой группе принадлежат прежде всего изображения ближайших потомков и родственников графа — генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, выдающегося полководца и дипломата петровского времени, А. П. Шереметевой, А. М. и М. Ю. Черкасских. По своему характеру принадлежавшие к «историческим портретам», то есть писанным не с натуры, они являлись типичными образцами условно-торжественных схем. Не удивительно, что художник попросту заимствовал их у иностранных художников — Натье, Токе, Риго. Будучи частью внутреннего убранства, эти работы органично вписывались в живописно-декоративный ансамбль блестящих дворцовых помещений. Среди портретов менее парадного плана, написанных с людей, духовно близких крепостному мастеру, пленяет своей чарующей безыскусственностью образ калмычки Аннушки (1767). Крепостная и любимая воспитанница графини, она запечатлена во всей своей милой непосредственности. Особенно запоминаются живые черные «глазушки-таракашки». Удачно сгармонированы насыщенные цвета портрета — ярко-красное платье, оливково-зеленое кресло, золотисто-коричневая кожа. Менее эффектны по исполнению, но столь же привлекательны теплотой и искренностью выраженных чувств парные портреты четы Хрипуновых (1757). Лицо К. А. Хрипунова — переводчика Коллегии иностранных дел, несмотря на грубоватые черты, несет печать острого ума. Независимый характер, утонченный духовный мир передан Аргуновым в портрете Хрипуновой. Это была, как видно, редкая по тем временам женщина, любящая много читать (в руках у нее книга). Скромный серо-голубой колорит обоих портретов как бы выражает то духовное благородство и достоинство, которыми обладали эти люди. Более изысканного живописного мастерства художник достигает в портретах своих господ — П. Б. и В. А. Шереметевых (1760-е). Сияние бриллиантов, мерцание золота, переливы муаровой ленты переданы с большим мастерством, чрезвычайно тонко сопоставлены нежнейшие серо-пепельные, серебристые, розоватые и другие оттенки. Все это свидетельствует о большой культуре Аргунова, ничуть не уступавшего в своем творчестве работавшим в России иностранным художникам. Более того, своим серьезным отношением, тонким проникновением в духовную природу портретируемых он оставил позади себя многих. Положение крепостного художника не оставляло достаточного времени для свободного творчества, а Аргунов был управителем доходного дома Шереметевых сначала в Петербурге, затем в Москве. На нем лежали хозяйственные заботы, реставрация художественных произведений из коллекции графа, покупки новых и т. п. Наиболее значительным творением Аргунова в поздний период его творчества был «Портрет неизвестной крестьянки» (1785), одно из украшений русской живописи XVIII века. Художник создал образ величавой красоты. Такое впечатление создается стройностью композиционного построения, точной линейной прорисовкой и уверенной пластической проработкой портрета. Образ крестьянки притягивает внутренней чистотой и душевным благородством, столь, казалось бы, неожиданно подчеркнутыми художником в женщине крепостного звания. Так Аргунов воплощал в своем творчестве наиболее передовые гуманистические устремления своей эпохи, оставаясь и в крепостном состоянии на высоте лучших ее идеалов.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.