Галерея созданных народным художником РСФСР Зиновием Моисеевичем Виленским портретных образов не может не удивить многоликостью психологических характеристик. В его скульптурах воплощены мудрость и удивительный демократизм «всесоюзного старосты» М. И. Калинина или тонкий артистизм пианиста К. Н. Игумнова, вдохновенный гений А. Эйнштейна и спокойная уверенная сила рабочего И. М. Базанова. Виленский занимается не только станковой портретной скульптурой, но и монументальной. Его памятники В. И. Ленину в Сочи и Черкесске, М. В. Фрунзе и С. М. Кирову в Москве свидетельствуют о стремлении мастера к многозначному и в то же время лапидарному символизму больших форм. Однако все же больше всего удач выпало на его долю в области станковой скульптуры. Впрочем, если быть точным, З. М. Виленский не собирался посвящать себя именно скульптуре. С 1914 года он учился живописи в Киевском художественном училище, а затем в Петрограде в Государственных свободных художественных учебных мастерских (б. Академии художеств). Стремясь во Вхутемас, он, за неимением места на живописном отделении, поступил на скульптурное. Трудно было бывшему живописцу мыслить конкретными объемами, но собственные усилия, помощь преподавателей — таких мастеров, как А. Лавинский, И. Ефимов, И. Чайков, — сделали свое дело, и Виленский прекрасно окончил институт в 1928 году. 30-е годы — период обогащения пластического языка скульптора, когда он занимается большой, кропотливой работой над портретными бюстами, жанровыми композициями, памятниками и принимает участие во всех крупнейших художественных выставках. К числу несомненных удач Виленского в это время относятся памятник B. И. Ленину в Азове и бюст C. М. Кирова, установленный на заводе «Динамо» в Москве. В портрете М. И. Калинина автор сумел передать диалектику образа человека, сочетавшего в себе государственную широту мышления и народный склад характера с особой мудрой простотой. Интимной человечностью и проникновенностью отмечены портреты матери и отца скульптора. И рядом — явление совершенно другого плана — портретные образы выдающихся музыкантов-исполнителей К. Н. Игумнова (1939) и А. Б. Гольденвейзера (1940). Печать творческой одержимости, преданности искусству объединяет их, и вместе с тем скульптор не забывает пластической моделировкой подчеркнуть индивидуальные особенности их обликов. В своем творческом методе Виленский приходит в это время к выявлению важнейших качеств характера портретируемого, с тем чтобы и в станковом произведении запечатлеть не случайные черты образа, а его исторически непреходящее содержание. Во время Отечественной войны Виленский попал на один из крупных металлургических заводов и создал знаменитую «Уральскую серию» (1941 —1943). Виленского поразили труженики тыла, их самоотверженный и незаметный героизм, простота и благородство характеров. Работая в цехах рядом со своими героями, создавая свои скульптуры из производственной глины, он достиг в них особой органичной непосредственности образных характеристик. В портретах металлурга В. В. Колокольникова, вальцовщика И. М. Базанова, работницы Е. А. Власовой Виленский воплотил индивидуальные образы представителей советского рабочего класса и передал объединяющее их чувство патриотизма, понимания ответственности, лежащей на них в эту грозную пору. Пафос современности, преломленный через конкретную человеческую личность, — так можно было бы определить духовную доминанту образов Виленского. Таковы портреты ученого С. Чаплыгина и авиаконструктора С. Лавочкина, академика А. Виноградова и художника С. Чуйкова. Таковы и чисто исторические портреты — П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Л. Н. Толстого, в которых автор стремился, не отвлекаясь на частности, создать синтетические образы творцов русской культуры.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.