Бурдель, один из крупнейших скульпторов XX века, родился в старинном городе Монтобане, на юге Франции, близ Тулузы. Внук ткача и пастуха, сын резчика по дереву, он на всю жизнь сохранил уважение к традициям народных мастеров, к тому, что он сам называл «своими корнями». Талант Эмиля-Антуана Бурделя проявился совершенно естественно. Никто не удивлялся, что тринадцатилетний мальчик, помогая отцу, режет из дерева отличные орнаменты и фигурки: сын резчика должен владеть ремеслом — это само собой разумелось. Но работы маленького столяра были настолько хороши, что встал вопрос о получении основательного художественного образования. Пятнадцати лет Бурдель покидает родной дом и уезжает в Тулузу, в Школу изящных искусств, а через несколько лет в качестве стипендиата от города едет учиться в Париж, в Академию. Однако занятия у ведущего скульптора, академика Фальгиера, разочаровали Бурделя; он бросает академию и начинает работать на свой страх и риск. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя», — писал он впоследствии. В 1893 году Бурдель, уже самостоятельный мастер, замеченный публикой, получает приглашение от Родена и становится его помощником. Работа с Роденом значительно повлияла на Бурделя, хотя творческие устремления обоих мастеров были в корне противоположны. В мастерской Родена Бурдель впервые соприкоснулся с монументальной скульптурой, о которой всегда мечтал и которой посвятил свое дальнейшее творчество. Первая монументальная работа Бурделя — Памятник павшим в войне 1870—1871 годов в Монтобане — носит явные следы влияния Родена, Карпо и «Марсельезы» Рюда; он эклектичен и рассчитан на внешний эффект. Первым произведением, в котором определился истинный стиль Бурделя, явилась большая, двухметровая статуя «Геракл-лучник» (1909). Бурдель отступил от традиционных канонов изображения античности и создал образ, полный неистовой стихийной силы и яростной энергии. Первозданной мощью веет от напрягшейся фигуры стрелка, слившейся воедино с напряженным луком. Такая трактовка античности была совершенно новой и неожиданной. Правда, раскопки Трои и Микен открыли целый мир греческой архаики, однако Бурдель был первым художником, который ввел этот мир в обиход современного искусства. Именно в архаике он увидел свежесть и цельность, которых навеки лишилось человечество с развитием цивилизации. Найдя свою тему, Бурдель, в сущности, уже не отступал от нее. Один за другим следуют его шедевры — «Голова Аполлона» (1909), «Пенелопа» (1912), «Благородство бремени» (1912). Скульптор отказывается от всяких внешних эффектов, от живописной сложности формы. Его статуи сдержанны и просты; он стремится выявить их архитектонику, проникнуть в самую суть их структуры, работает крупными обобщенными массами. Одновременно Бурдель создает целый ряд бюстов, которые можно назвать воображаемыми портретами: это Бетховен (1902), Рембрандт (1909), Энгр (1908), Карпо (1909) — исполины духа, бывшие для Бурделя воплощением героического начала человеческой личности. В 1910—1913 годах Бурдель выполнил работу, о которой давно мечтал, — скульптурный декор нового театра Елисейских полей. В синтезе пластики и архитектуры, в «единстве между безмолвием стены и трепетным звучанием скульптуры» он видел путь возрождения настоящей скульптуры, такой, какой она предстает в готических соборах или в античных храмах. Театр Елисейских полей строился по проекту Огюста Перре — предтечи конструктивизма, и скульптурные украшения должны были оживить его суховатые, несколько рационалистические формы. Бурдель выполнил для этого здания большой скульптурный фриз и пять мраморных рельефов. По-прежнему его вдохновляет греческая архаика — «искусство одновременно и наиболее человечное и вечное», но ему удалось найти ту тонкую меру стилизации, при которой распластанные на плоскости фигуры сохраняют полноту и богатство движений. Моделью для женских фигур скульптору послужила Айседора Дункан, вернее, самый рисунок ее танца — нежного и строгого. Позы и жесты фигур Бурделя подчинены музыкальному ритму, они одновременно и выразительны и орнаментальны. Еще не закончив работу над украшением театра, Бурдель приступает к осуществлению другого грандиозного замысла — памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе. В течение десяти лет он работал над колоссальным монументом — конной статуей и великолепными аллегорическими фигурами. После первой мировой войны талант Бурделя-монументалиста находит всеобщее признание. Скульптор получает заказы на ряд памятников-мемориалов, среди которых наиболее знамениты «Франция» (1923—1925) и «Мадонна Эльзаса» (1922). Шестиметровая статуя мадонны, высеченная в светлом камне из целой скалы, она возвышается на одной из вершин Вогезов. Скульптор сохранил цельность монолита; белый силуэт фигуры воспринимается как порождение природы, а не как творение человеческих рук, настолько органично он входит в окружающий пейзаж. Последней работой Бурделя был памятник Мицкевичу в Париже, открытый за пять месяцев до смерти автора. Бурдель умер на вершине славы и счастья: с открытием этого памятника наконец-то осуществилась его главная мечта — создание монумента в столице Франции.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.