В 1880 году, в год смерти художника Фейербаха, в Берлинской Академии состоялась первая посмертная выставка его произведений, имевшая большой успех. Творчество Фейербаха впервые привлекло к себе внимание, стало предметом многочисленных исследований; выставки последовали одна за другой. Успеху, которого Фейербах не мог добиться при жизни, способствовал и выход в свет его воспоминаний и высказываний об искусстве, изданных матерью художника, под названием «Завещание». Ансельм Фейербах родился в семье с богатыми культурными традициями. Его отец, преподаватель классической филологии и древней истории, был страстным поклонником античности. Он написал книгу «Ватиканский Аполлон», получившую большую известность. Дядей художника был философ Людвиг Фейербах. Как говорил впоследствии сам художник, он впитал любовь к «классической античности с молоком матери». Воспитание во многом определило круг интересов Фейербаха и его дальнейшую судьбу. Профессиональное образование он получил в Академиях Дюссельдорфа и Мюнхена. Кроме этого, большую роль в формировании его художественных вкусов сыграло копирование произведений старых мастеров, прежде всего Рубенса и Ван Дейка. Обосновавшись в Париже — центре художественной культуры того времени, Фейербах поступил в мастерскую Тома Кутюра, известного исторического живописца, прославившегося в ту пору картиной «Римляне времен упадка» (1847). Особенно знаменит был Кутюр как педагог, его мастерская была самой модной в Париже; из нее вышли такие художники, как Эдуард Мане и Пюви де Шаванн. Кутюр научил Фейербаха тоньше чувствовать цвет. От него молодой художник перенял все приемы, которыми должен был владеть исторический живописец. Картина «Гафиз у трактира» (Маннгейм) — первое большое произведение Фейербаха — отражает впечатление, произведенное на него современным французским искусством, прежде всего работами Делакруа и Делароша. Под влиянием Кутюра Фейербах создает многочисленные женские головки в рокайльном стиле. Но в это же время возникает и замечательный реалистический портрет профессора Умбрехта (1853, Гейдельберг), открывающий новую сторону дарования Фейербаха, к сожалению, считавшего жанр портрета второстепенным по сравнению с исторической живописью. В творчестве Фейербаха зрителя поражает удивительная раздвоенность, трагическая противоречивость. С одной стороны, он стремится к большому, монументальному стилю, к воплощению героических образов, раскрывающихся в исключительных обстоятельствах. Но он не стремится выразить в своих исторических полотнах идеи, важные для современности. Вместе с тем художник точно чувствует натуру, он прекрасный рисовальщик, тонкий портретист, и те немногочисленные пейзажи и рисунки с натуры, которые он создал, больше привлекают к себе сегодняшнего зрителя, чем такие картины, как «Смерть Пьетро Аретино», «Медея» или «Пир Платона». В 1855 году, благодаря стипендии, предоставленной молодому мастеру герцогом Фридрихом Баденским, Фейербах получил возможность поселиться в Италии. Он пробыл там, лишь изредка наезжая в Германию, до конца жизни. В Венеции Фейербах много рисовал с натуры. Такие пейзажные акварели и картины, как «Горный пейзаж» (Берлин), «Вид Кастель Тоблино» (Берлин), «Водопад» (Маннгейм), которые художник создал для себя, по свежим впечатлениям от итальянских ландшафтов, относятся к числу его лучших произведений. Утратив покровительство герцога и лишившись стипендии, Фейербах переселился из Венеции во Флоренцию, а оттуда — в Рим. «Рим — моя судьба», — говорил художник. Величественные античные руины Вечного города соответствовали представлениям Фейербаха об истинно монументальном стиле: произведения искусства античности и Возрождения были для него примером подражания. Забыты Тициан, Веронезе и уроки венецианского колоризма; Рафаэль — его новый кумир. Все творчество Фейербаха проходит отныне под знаком поисков нового монументального стиля, далекого от реальной действительности. В виде античного фриза построена картина «Данте и женщины Равенны» (Карлсруэ). Это, так же как и тондо «Мадонна» (Дрезден), не слишком удачное подражание Рафаэлю. Лишь рисунки с натуры и этюды к картинам привлекают свежестью восприятия, сочетающейся с прекрасной техникой. Большую роль в жизни и творчестве художника сыграла его натурщица, римлянка Наина Ризи, чья удивительная, строгая, почти античная красота вдохновляла художника на создание нового, возвышенно-монументального стиля. Изображение Наины можно увидеть в «Ифигении» (Дармштадт), «Оплакивании» (Мюнхен), где фигура натурщицы дана в троекратном повторении, в картине «Лукреция Борджиа» (Франкфурт-на-Майне). Фейербах написал множество ее портретов. В Риме произведения Фейербаха не пользовались успехом, его средства к существованию были весьма ограниченными; из-за замкнутого и вспыльчивого характера он почти не имел друзей. Изредка встречался он с известным художником А. Беклином и гравером Ю. Альгейером, с которыми его объединяла любовь к музыке. Не случайно многие произведения Фейербаха связаны с музыкальными впечатлениями: картина «Орфей и Эвридика» навеяна оперой Глюка, произведение того же композитора «Ифигения в Тавриде» вдохновило живописца на создание картины «Ифигения»; изображение музицирующих женщин и детей часто встречается в различных полотнах художника. В камерном, поэтическом ключе выполнены картины, заказанные Фейербаху известным коллекционером графом Шаком для его галереи в Мюнхене. Эти небольшие по размеру произведения с идиллическими сюжетами: «Паоло и Франческа» (Мюнхен), «Лаура в церкви» (Мюнхен), «Нимфа и музицирующие дети» (Базель) и др. очень привлекательны. Сам же художник считал главным делом своей жизни создание таких картин, как «Пир Платона», «Битва амазонок», панно «Гибель титанов», появившихся в 70-х годах. Но сегодня они кажутся бездушно-
академическими. Фейербах активно использовал в них декоративные элементы — вазы, цветы, орнамент. Впечатления, полученные им от помпеянских фресок и произведений эпохи Возрождения, он эклектически соединял в одной композиции («Пир Платона»). Многочисленные штудии с натуры, подготовительные рисунки и этюды в целом оказались значительно лучше окончательного варианта картины «Битва амазонок». В последние годы своей жизни Фейербах создает несколько автопортретов, которые, так же как и портрет матери (Берлин), своей простотой и живописными качествами выгодно отличаются от других его произведений этого времени. В свободной, легкой, живописной манере исполнения портретов чувствуется приближение к импрессионизму, уже получившему распространение в Германии в 70—80-е годы XIX века. В творчестве Фейербаха ясно прослеживаются две тенденции. Суховатый академизм с поисками монументального стиля Фейербах культивировал в ущерб второстепенной для него реалистической линии, хотя в этом духе художник создавал прекрасные портреты, пейзажи, рисунки и этюды к картинам, имеющие самостоятельную эстетическую ценность («Оплакивание Христа»).
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.