В многоголосом хоре искусства XX века голос Дерена долго звучал отчетливо и сочно, хотя часто вторил самым разным мелодиям, свободно меняя регистры и легко переходя из одной тональности в другую. Пятнадцатилетним подростком, преодолев сопротивление родителей, Дерен добился права учиться живописи у одного из друзей Сезанна, а с 1898 по 1899 год посещал академию Каррьера. Приобщение к творчеству стало еще теснее после знакомства с Вламинком и Матиссом, чьи советы и наставления сыграли важную роль в дальнейшем формировании будущего мастера. Молодость Дерена совпала с периодом интенсивнейшей художественной жизни Парижа. В 1902 году была организована первая посмертная выставка Ван Гога, спустя год — Гогена. Жадно впитывая открытия этих представителей постимпрессионизма, равно как Тулуз-Лотрека и пуантилистов, Дерен копирует также старых мастеров. Уже в 1905 году он выступает в роли одного из основоположников «фовизма» — направления, получившего это прозвище из уст критика, назвавшего холсты Матисса, Дерена, Вламинка и других экспонировавшихся на выставке независимых в «Осеннем Салоне» 1905 года художников произведениями «диких» (по-французски «фов» — дикие). Дереновские пейзажи, натюрморты, реже — портреты тех лет отмечены необычайно интенсивным, остроэмоциональным восприятием натуры, в котором превалирует могучий живописный темперамент автора. Они взрываются резкими контрастами звеняще-локального цвета, пульсируют напряженными пространственно-диссонирующими ритмами, взбухают экспрессивным мазком. Все эти выразительные средства организуют холст как органичное живописно-пластическое целое, где движение кисти, фактура, цвет нерасторжимы.
Особенно плодотворным был для Дерена рубеж 1905—1906 годов, когда он работал в Англии и создал много городских пейзажей с изображением лондонских набережных, улиц, Вестминстера. Посмертная выставка Сезанна, устроенная в 1906 году, и тогда же состоявшееся знакомство с Пикассо, сближение с группой «Бато-Лавуар», куда, помимо Пикассо, входили Брак, Ван Донген, Макс Жакоб и другие, обратили взоры Дерена к тайнам пространственного постижения мира, к кубизму. В пределах уже освоенных жанров, к которым прибавились многофигурные композиции в духе сезанновских «Купальщиков», формы постепенно уплотнялись, сгущался мазок, из колорита уходили открытые броские сочетания, сменявшиеся лаконичными, изысканно-строгими, идущими от Сезанна. Оживает интерес к таинственной выразительности негритянского искусства, гипнотизировавшего художника уже несколько лет. Время с 1908 до начала 20-х годов (невзирая на мобилизацию в период первой мировой войны) можно считать этапом становления и расцвета искусства Дерена. Вытянутые, «готические» пропорции в его портретах и фигурах, которые пребывают в «запрокинутом» плоскостном пространстве, возникают подобно живописным, крепко «высеченным» и вылепленным кистью скульптурам. Композиция пронизана четкими всеохватывающими линейными, объемными и колористическими ритмами, захватывающими и живые и неодушевленные формы, складки одежд, движение тканей и тем придающими пространству живописно понятое чередование планов. Неповторимый строй приобретают и пейзажные образы. Чисто национальные мотивы — тропинка или опушка леса, площадь провинциального городка, мост, старая церковь на пригорке — конструируют величественный, прекрасный, погруженный в горделивое молчание и какую-то вневременную тишину мир, где круглится земля, сгущается синева небес, космически клубятся облака, а деревья смыкаются кронами, образуя свой замкнутый, отчужденный микромир, архитектонику которого сумел постичь художник («Стволы деревьев»). Моделировка скупыми охристыми, оливковыми, серо-голубыми тонами спокойно и сильно лепит объемы с помощью широких волнообразных цветовых плоскостей, передает жизнь света и тени не столько контрастами и переходами, сколько уравновешенными перетеканиями одного в другое. В 20-е годы живопись Дерена вступает в полосу неоклассицизма. Контакты с произведениями мастеров Возрождения, созвучные поискам многих художников той поры, были одним из источников этого течения в искусстве. Неоклассицизм обратил Дерена к воссозданию спокойных округлых форм, плавных, заторможенных движений, своеобразной полнокровности и отрешенной гармонии образов. По-видимому, не без влияния Пикассо возникает тема Пьеро и Арлекина, прозвучавшая в ряде живописных и графических работ художника в это время. 30-е годы стали периодом эклектических поисков, вызвавших появление самых разных произведений: от подчеркнуто натуралистических портретов и натюрмортов до идиллических аллегорий в манере, отдаленно напоминающей Маньяско; от полотен, близких к народным примитивам, до откровенных стилизаций в духе Коро. Но параллельно Дерен пишет одну из самых своих знаменитых, «классических» вещей — «Натюрморт с кроликом» (1938), отмеченный полнокровностью индивидуального видения. Произведения, появившиеся после второй мировой войны, лишены цельности: в них временами возникают трагедийные темы, но решаются они несколько неопределенно, а подчас и претенциозно. Творческий накал явно идет на убыль. Слышатся отзвуки то кубистических, то примитивистских, то неоклассических увлечений. Со второй половины 40-х годов Дерен много времени уделял скульптуре. Керамические рельефы, изображающие человеческие фигурки, напоминают о критских, раннеархаических и африканских примитивах. Дерен много работал в графических техниках, иллюстрируя произведения современников — Г. Аполлинера, М. Жакоба, А. Бретона, А. Сальмона. В 30-е годы его привлекали сочинения классиков — Овидия, Петрония и Лафонтена, а в 1942 году появился наиболее известный цикл иллюстраций Дерена к Рабле. С 1918 года и до самой смерти Дерен был тесно связан с театром. Он сотрудничал с дягилевской антрепризой в Монте-Карло — Фокиным, Баланчиным, а позже — с театром «Ковент-Гарден» и Роланом Пети. Последние поиски в области сценографии были отданы классике — операм Моцарта и Россини. «Стиль — это постоянный переход от человека к действительности и обратно, вечное движение от субъективного к объективному и от объективного к субъективному», — говорил Дерен. И все свои силы, пока было возможно, он отдавал служению этой идее.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.