Народный художник СССР, лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств СССР Юрий Михайлович Непринцев родился в Тифлисе, в семье архитектора. В 1925 году он поступил в студию, которую вел в эти годы Б. А. Фогель, а с 1926 по 1930 год занимался в студии В. Е. Савинского в Ленинграде. С 1928 года Непринцев участвует в художественных выставках. В 1934 году Непринцев поступил на живописный факультет Академии художеств, где учился у И. И. Бродского. При окончании Академии в 1938 году он получил диплом с отличием за картину «Пушкин в Михайловском». Творческий диапазон Непринцева широк. Он писал исторические картины и портреты, жанровые сцены и пейзажи, иллюстрировал книги, работал над станковой графикой (наиболее известна его серия офортов «Рассказы о ленинградцах», 1960—1967). Но самое популярное произведение, которое стало как бы своеобразной визитной карточкой мастера в советской живописи, — картина «Отдых после боя», над которой он работал с 1949 по 1951 год (авторское повторение 1955 года хранится в ГТГ). Чем же привлекла эта картина не только массового зрителя, но и художественную критику первой половины 1950-х годов? Конечно, не только тем, что она является оригинальным живописным аналогом известной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Главное — в особенностях понимания войны, которое свойственно двум названным произведениям. И Твардовского и Непринцева интересовала прежде всего поэзия военных будней, что дало им возможность не стать просто бытописателями войны, а показать ее в человеческом аспекте, через рассказ о герое, олицетворящем лучшие качества русского человека, ставшего солдатом. Безусловно, что Твардовский оказался первооткрывателем, но не менее очевиден и тот факт, что Непринцев, создавая свое полотно, опирался не столько на литературное произведение, сколько на определенную живописную традицию. Здесь имеется в виду магистральная для русского искусства XIX века линия развития сюжетной живописи, и в частности, произведения, картинное действие которых развивается как эмоциональная реакция конкретной группы людей на конкретное событие. Выразителем обычно является один человек, чаще всего главный герой картины. Примером могут служить такие произведения, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Охотники на привале» В. Г. Перова и др. Важно отметить, что в названных картинах Репина и Сурикова элемент событийности, составляющий основной нерв жанровой живописи, «работает» в структуре исторического жанра, то есть на более масштабном уровне. С другой стороны, усиление жанрового, бытового начала в историческом полотне, придает большую достоверность художественному образу, позволяет сократить временную дистанцию между ним и современным зрителем. «Отдых после боя» задумывался Непринцевым, конечно же, не как историческая картина. По словам самого художника — участника Великой Отечественной войны, это произведение родилось «из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюденного... за военные годы», «как дань фронтовой дружбе, как воспоминание о товарищах по оружию, как правдивый рассказ о советских людях, воевавших и победивших». Не случайно Непринцев «рискнул включить в картину» свое изображение — облик хохочущего солдата, сидящего рядом с Василием Теркиным справа (от зрителя), наделен автопортретными чертами. Художник получал много писем от людей, «узнававших» себя и своих близких в героях картины. Последний факт социальной биографии его полотна хотелось бы подчеркнуть особо; ибо он свидетельствует о том, что художник сумел воплотить не только личные, конкретные переживания. Картина стала общепризнанным историческим произведением, запоминающимся живописным «документом» военных лет. Большим достоинством полотна Непринцева и было как раз то, что он решил удачно найденный бытовой мотив в масштабах исторического жанра, что он сумел «развернуть» почти легендарный образ неунывающего, веселого и смекалистого солдата в целую галерею портретов представителей различных родов войск и национальностей. Работая над картиной, художник сознательно пошел на усложнение композиционной задачи; группа солдат, окружающих Теркина, первоначально состоявшая из двенадцати-тринадцати человек, выросла до двадцати пяти. Известно, что он «скрепя сердце убрал из левого угла картины фигуры раненого бойца и перевязывающую его медсестру, которые были в одном из первых эскизов картины: они нарушали композиционную собранность всей работы». Важно отметить, что «утряска» композиционного строя произведения была неразрывно и органично связана с ее эмоциональной «композицией» Художник, следуя заветам реалистической живописи XIX века, стремился прежде всего организовать сюжет как хоровое действие, где психологический настрой одного человека (героя картины) передается целой группе людей. Здесь мы видим богатую гамму эмоциональных реакций на увлекательный и не без озорства рассказ Василия Теркина: от сдержанной и недоверчивой улыбки до веселого и неудержимого хохота. Подобная оркестровка чувств дала Непринцеву возможность не только добиться единства эмоциональной атмосферы всего полотна, но и обогатить, усилить ее, придать ей историческую масштабность и значительность. Поэтому-то прозаический мотив долгожданного перекура обрел черты сюжета всенародного отдыха после боя, а портреты непосредственных участников войны складываются в образ народа-победителя, образ героев не просто войны, а войны Отечественной. В последнее время наряду с портретами современников и такими большими тематическими полотнами, как «Вот солдаты идут...» (1970), «Молодость мира» (1974), «Солидарность» (1975), художник написал много лирических пейзажей, запечатлел образы тех мест, которые он посетил во время своих поездок по Франции, Польше и Бельгии.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.