В каждой национальной школе со временем складываются свои особые художественные династии. Так, в латышском изобразительном искусстве нашего века представителей семьи Скулме можно встретить среди живописцев, графиков, мастеров декоративного искусства, историков культуры. Одним из зачинателей этой славной и продолжающейся династии был сильный и разносторонний художник Отто Екабович Скулме. Род Скулме вышел из маленького городка Екабпилса. Отец будущих живописцев Отто и его брата Уге слыл хорошим ремесленником, в его доме было немало гравюр, литографий, иллюстрированных книг, и к выбору сыновьями профессии художника он относился серьезно — раз уж взялись, то добивайтесь совершенства, мастерства в своем ремесле. Отто Скулме получил очень хорошую и разностороннюю профессиональную подготовку. В 17 лет он учился в Риге у Я. Розенталя, одного из самых значительных мастеров реалистического искусства. Потом были годы работы в студиях К. Юона и С. Жуковского в Москве и наконец до начала первой мировой войны занятия в училище Штиглица в Петербурге. В 1919 году Скулме возвращается из России в Латвию. Он сразу же примыкает к самой передовой, самой живой группе живописцев, которая вначале именует себя экспрессионистами, а затем, быстро осознав разницу своих представлений и эстетики немецкого экспрессионизма, — просто «Группой рижских художников». На выставках группы Скулме экспонировал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. В ряде работ начала 20-х годов он пытается давать решения условно-обобщенные, с элементами деформации. Но потом он осознает, что его больше увлекает живопись темпераментная, где эмоциональная атмосфера произведения определяется в первую очередь колоритом, его звучностью, богатством. Произведения Скулме часто интенсивны по цвету, но в то же время не пестры, художник приводит в гармонию цветовые контрасты. Он стремится к простоте формы, ее сдержанности, но в этой простоте мы ощущаем внутреннюю силу и цельность, ясность восприятия мира. Можно утверждать, что живопись Скулме вместе с живописью других членов «Группы рижских художников» (скажем, таких, как Лео Свемп или Янис Лиепинь) до наших дней остается живой традицией латышского искусства. С ней сопоставляют и соизмеряют свои поиски многие известные мастера. В послевоенной живописи Скулме более очевидно, чем прежде, выявилась его внутренняя тяга к монументализму, проявившаяся в ряде созданных им исторических и историко-революционных полотен. Первое и, возможно, наиболее мастерское из них полотно «Каугурское восстание» (1946). Оно написано свободно и широко, в манере, несколько приближающейся по стилю к монументально-декоративной живописи. Художник стремился создать обобщенный поэтический образ восставшего крестьянства. Отдельные персонажи написаны конкретно и индивидуализирование но важнее для Скулме выразить общее настроение, порыв масс и он подчеркивает динамичность композиции. Другие исторические полотна опытного мастера исторической живописи — «Владимир Ильич Ленин на IV съезде социал-демократов латышского края в Брюсселе в 1914 году» (1950—1952) и «Владимир Ильич Ленин с латышскими стрелками в Кремле 1 мая 1918 года» (1957) — могут быть сравнимы с картинами на историко-революционную тему в русской советской живописи 1940-х — 1950-х годов. Художник успешно справляется с задачей создания масштабной многофигурной композиции, по-своему раскрывает образ Ленина. Если первое из них несет печать некоторой внешней репрезентативности, то во втором полотне художник, напротив, усиливает эмоциональное воздействие «частных» моментов, создает атмосферу сердечности, доверительности. И сама живопись меняет здесь свой характер: «гладкость», академическая выписанность деталей уступают место сложному и тонкому живописному решению. То, что монументальные устремления Скулме в его исторической живописи не случайная дань времени, косвенно подтверждает и знакомство с его работой в театре. А ведь это, пожалуй, не менее значительная сфера его творчества, чем станковая живопись. Театр он полюбил еще в Петербурге, когда посещал училище Штиглица, где преподавал декоратор Мариинского театра П. Ламбин, нередко бравший в помощники своих студентов. Скулме работал в Риге и для музыкального, и для драматического театров. Если мы попытаемся выделить среди его работ самые лучшие, то увидим, что в большинстве случаев это либо декорации к классике мировой драматургии — драмам У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена, либо к произведениям Я. Райниса («Огонь и ночь», 1946) и А. Упита, посвященным легендарным героическим событиям из истории латышского народа. Скулме широко использовал на сцене живопись, цвет для большего эмоционального воздействия декораций на зрителя и стремился дать поэтический образ пьесы в формах монументальной архитектуры. Несмотря на то, что развитие декорационного искусства сейчас идет другими путями, наследие художника по-прежнему оценивается весьма высоко. Скулме, незаурядный живописец, многоопытный театральный мастер, умный и тонкий педагог, воспитавший не одно поколение латышских художников, по праву считается классиком латышского изобразительного искусства.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.