В годы первой мировой войны в Женеве собралась группа прогрессивных писателей и художников разных стран, резко настроенных против братоубийственной бойни. Духовным вождем этой группы был Ромен Роллан — замечательный французский писатель и гуманист. В 1917 году к этой группе примкнул молодой бельгийский художник Мазерель. Ромен Роллан вспоминал позднее: «Вместе с нами делил Мазерель скорбь этих мрачных лет и переживал всю тяжесть происходившего. Эти совместно перенесенные испытания создали между нами прочные неразрывные узы, составляющие нашу гордость и нашу радость. Я благодарен изгнанию, которое послало нам храбрых товарищей, и прежде всего — великого Мазереля, человека большого сердца и непоколебимого духа». Франс Мазерель родился в Бланккенберге, близ Гента, в обеспеченной интеллигентной семье. Он получил хорошее образование, много путешествовал, серьезно занимался живописью и гравюрой. В 1911 году Мазерель поселяется в Париже и делает свои первые самостоятельные, шаги как художник. Мирное течение жизни Мазереля было прервано событиями мировой войны. Художник возвращается на родину, но вскоре вынужден ее покинуть перед самым вторжением немецких войск в Гент. Найдя наконец убежище в нейтральной Швейцарии, Мазерель сразу включается в активную борьбу против войны. Он становится деятельным сотрудником антивоенной газеты «Ла Фей» («Листок»). За три года им сделано около тысячи политических рисунков. По горячим следам событий Мазерель в каждом номере в острой графической форме выражал свою точку зрения. Его рисунки направлены против шовинизма, против буржуазной пропаганды «защиты отечества»; в них раскрывались истинные причины войны, выгодной лишь капиталистам, посылающим на убой цвет молодежи всех стран. Главным приемом Мазереля в этих рисунках был иронический графический комментарий к сообщениям официозной прессы. Сводка об успешном налете авиации сопровождалась изображением разорванных на куски тел; резолюция женского конгресса о «войне до победного конца» находила отклик в образе молодого солдата, умирающего со стоном «Мама!» на устах. Работа художника была крайне напряженной. Чтобы успеть в номер, Мазерель делал свои рисунки прямо на типографском клише, и они сразу, без поправок, шли в набор. Это определило и графическую манеру художника — лаконичную, обобщенную, подчеркнуто экспрессивную, использующую лишь контрасты черного и белого, без полутонов. Эта манера, перенесенная в ксилографию, создала особый стиль гравюры на дереве, реформатором которой по праву считается Мазерель («Братание»). Если в первых своих сериях ксилографии «Мертвые, встаньте!» и «Мертвые говорят» Мазерель остается в кругу своих газетных тем, то в серии «Крестный путь человека» (1918) он находит новое, не иллюстративное решение. 25 гравюр этой серии показывают историю молодого рабочего, стремящегося к знанию, свету, свободе. Мы видим, как из забитого подростка постепенно формируется сознательный борец за дело рабочего класса, отдающий за него свою жизнь. Листы серии объединены общим сюжетом, развивающимся во времени и дающим четкую картину последовательного духовного роста персонажа. Эту форму построения графической серии сам Мазерель называл «романом в гравюрах». Свои романы в гравюрах Мазерель издавал в виде книжек, содержащих от 5 до 100 гравюр. Авторами предисловий к ним были известнейшие писатели: Томас Манн, Стефан Цвейг и другие. Книжки эти невелики по формату, но в них содержится огромный материал: это целая летопись жизни 20-х — 30-х годов XX века. Капиталистический город с его контрастами нищеты и разнузданной роскоши, мирных радостей жизни и ожесточенных классовых боев — все это нашло отражение в работах Мазереля. В 1919 году выходит в свет наиболее известный роман Мазереля «Мой часослов» — своеобразная духовная автобиография художника. Герой Мазереля ищет правды и счастья. Из кипящего водоворота большого города он бежит к природе, к народам, не знающим цивилизации, но жизнь все снова и снова возвращает его к борьбе, к активной общественной деятельности. Счастье нужно ему не для себя, а для всех людей — и во имя этого он готов принести себя в жертву. Эпиграфом к серии художник выбрал слова Уолта Уитмена: «Смотрите, я приношу вам не проповедь, не милостыню; когда я даю, я даю самого себя». За циклом «Мой часослов» последовали другие романы в гравюpax — «Солнце» (1920), «Идея» (1920), «От черного к белому» (1939) и др. Одновременно с романами в гравюрах Мазерель создал огромное количество книжных иллюстраций. Среди них гравюры к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. де Костера, к произведениям Верхарна, Барбюса, С. Цвейга, Р. Роллана. Наибольшую славу принесли ему иллюстрации к роману Р. Роллана «Жан-Кристоф» (1925). В сотнях гравюр Мазерель дал графический комментарий к этому произведению, не уступающий по глубине и выразительности литературному тексту. Ромен Роллан высоко ценил гравюры Мазереля, считая, что они в совершенстве воплощают образы романа. Особое место в творчестве Мазереля занимает станковая графика — большие гравюры и акварели. Излюбленные темы его творчества приобретают здесь эпическое и монументальное звучание. Ощущение трагизма современной жизни сочетается в них с мощной жизнеутверждающей силой. Творчество Мазереля — борца и коммуниста — яркий пример служения художника делу прогресса. Через всю свою жизнь он пронес горячую убежденность, страстность и глубокую любовь к людям.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.