В жизни каждого мастера бывают моменты, когда он открывается с совершенно неожиданной для окружающих стороны, а по прошествии какого-то времени становится очевидным, что именно эти «неожиданности» и есть то, ради чего мастер работал в искусстве, его вклад в историю. Так произошло с живописцем Александром Давидовичем Древиным, профессором Вхутемаса, в самом начале 1930-х годов. У Древина уже была сложившаяся и весьма прочная репутация в художественном мире. Он появился в Москве в годы первой мировой войны и вначале, как и другие латышские художники, эвакуировавшиеся в Россию, вел весьма замкнутую жизнь. Однако уже в первые годы революции Древин, одаренный мастер и человек большого общественного темперамента, прочно вошел в московскую художественную жизнь. Он писал динамичные композиции, работал в Отделе изобразительных искусств, преподавал, участвовал в спорах в Институте художественной культуры, своеобразном теоретическом центре начала 1920-х годов, утверждая необходимость искусства живописи, тогда как многие его коллеги сомневались в созвучности живописи новой эпохе. Честный перед своим искусством, бескомпромиссный мастер хотел найти свой путь, свой художественный язык. Можно ли согласиться с тем, что «современная живопись, ее формы потеряли свое значение?.. — размышлял он. — Поскольку хорошо написано, постольку и хорошо, и ее качество ни от какой формы не зависит». И сразу же сам пытался разрешить сомнения: «Новой формы нет, есть только новое в нашей психологии». Но какое оно, новое? Чтобы выяснить, найти форму этим новым ощущениям, Древин и решается начать словно бы с азов, «освобождаясь от волевого и интеллектуального начала.., живя теперь только эмоционально». В годы юности в Риге он, бывало, отправлялся на яхте по Балтике к острову Руно. Теперь летние месяцы Древин проводил на охоте, бродил по лесам, трижды побывал на Урале. Казалось бы, природа именно ему, следопыту, охотнику, должна была открыть тайны своей «живописи». Но чудо не являлось, мечтаемого высвобождения «я» не происходило, место оставленных систем занимали незаметно иные приемы. Вывод был по-древински беспощаден по отношению к самому себе: «не все, что пишешь только с природы, является произведением искусства»,— но и перспективен: «в самом артисте должна произойти какая-то работа». И стало быть, сживаясь с природой предельно полно, не следует быть ее рабом, надо высвобождать виденное и почувствованное от мимо-летнего, случайного. Так картина превращалась в упругий живой «комок нервов». Исчезла пестрота цвета, вещи обрели плотность, насыщенность. И как и прежде у Древина, это была не плавная эволюция, а резкий, контрастный «скачок». И вот уже каждая вещь его в целом — «композиция, которая свободна по существу». Внешне все произошло весьма обыденно. Командировка вместе с женой, тоже замечательным живописцем, Надеждой Андреевной Удальцовой, в районы степного Алтая, прилегающие к Казахстану. Потом показ работ в Москве на одной из отчетных выставок художников, побывавших в районах индустриального и колхозного строительства, и на выставке группы «13». Но природа Алтая как бы подсказала «свое» в живописи. Сам художник считал, что она помогла ему почувствовать необыкновенную силу света и изменила его живопись. Пишет ли Древин дом в степи, женщину, расчесывающую волосы, косулю — всегда это живопись, где поэтическое воздействие немыслимо вне света. Свет не связан, как у импрессионистов, непосредственно с формой предметов. Он пронизывает цвет, пространство и меняет их весомость, плотность, то есть сам ритм внутренней жизни полотна. Именно эта внутренняя озаренность древинских картин помогает зрителю воспринимать их как непосредственное, интуитивное переживание мира. В этих картинах алтайского цикла есть поразительная цельность чувства. Они действуют сразу самим характером пластического обобщения реальности и вызывают сопереживание, когда зритель оказывается во власти их действия. Остов картины возникает в сильном, но сдержанном движении масс цвета. Художник не стремится к абсолютной законченности, переходы цвета сами собой образуют едва проступающие «видения» пейзажей, фигур, безграничное единство земли и неба. Цвет дает возможность почувствовать свободу и легкость дыхания этого мира, возникает ощущение полноты и просветленности жизни. Так смыкаются в восприятии живописи два великих источника — «сильная жизнь и сильная природа». «Новая гармония человека... с силами природы» определила пафос и следующего большого древинского цикла, посвященного Армении (1934—1935). Картины, написанные мастером в Армении, даже если это сюжетные фигурные композиции, по ощущению своему могут быть названы пейзажами («Дорога в Норк»). Суть их всегда — во взаимосвязи мира чувств человека и природы. По словам армянского искусствоведа Р. Дрампяна, Древин смог взять «урок у армянской природы с ее библейским величьем и суровостью». Как правило, древинские холсты сдержанны и нежны по цвету, а линия, скрытая в алтайских работах, здесь придает картине стройность, порой едва ли не классического характера. Налицо и известная монументальность звучания ряда картин. Ценность творчества Древина — в своеобычии его восприятия мира, его живописного языка. Картины художника по праву занимают место в экспозиции музеев.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.