В самой середине XI века — в 1050 году — один человек по имени Вэнь Тун (у него было, по обычаю, и второе имя Вэнь Юй-кэ), тридцати двух лет, сдавал специальные экзамены, чтобы получить чин «цзинь-ши» и место управляющего в китайском городе Хучжоу провинции Чжэцзян. Он был одним из многих, а сам экзамен — делом привычным, традиционным для всех китайских молодых людей, становившихся таким способом после обучения чиновниками государственной службы, и обладателями различных больших и малых должностей. Вэнь Тун так и прожил всю жизнь в Хучжоу, добросовестно и равнодушно исполняя свои обязанности чиновника. Но смыслом его жизни, ее одушевлением и наполнением было искусство — поэзия, каллиграфия и особенно живопись. Он писал всегда один и тот же сюжет — бамбук. Как живописец бамбука Вэнь Тун почитается в Китае гением, непревзойденным мастером, равного которому не было в истории. Вэнь Тун писал бамбук черной тушью, как пишут иероглифы. Плотность мазка — густого или размытого, тональные отношения живописи тушью передавали все бесконечное многообразие оттенков реального цвета зеленого бамбука. Но главным было — запечатлеть в картине живое движение ветвей и листьев, их трепетную жизнь под легким, едва уловимым движением воздуха и под мощными порывами ветра, только силой штриха и упругостью линии передать различие в положении ветцей в дождь, под снегом или инеем. Живопись бамбука стала особенно популярна в Китае в X—XIII веках, в период высокого расцвета искусства так называемой эпохи Сун (960—1279). Для средневековой китайской живописи главным объектом изображения была природа. В ней художник видел грандиозный, необъятный мир с мощными горами и потоками, беспредельными далями, где человек кажется песчинкой, затерявшейся в космических просторах. Такой образ природы представал в пейзажах китайских художников еще в VIII—IX веках. Сунские пейзажисты воспринимали природу и по-другому — соразмерной человеку. Но пейзаж как жанр имел уже сложившиеся законы, был выражением определенного отношения к миру. Рядом с ним одновременно развивался другой тип изображения природы, увиденной как бы вблизи,— это были цветы, травы, птицы, насекомые. При этом художник, так видевший и ощущавший природу, передавал не просто деталь ее, отдельно взятый фрагмент. Через деталь он стремился передать целое, жизнь природы с ее ритмами и стихиями точно так же, как это делал пейзажист. Именно поэтому обращалось самое пристальное внимание на способы передачи состояния природы, ее живого дыхания в изображении единственной ветки бамбука, нежного побега орхидеи, полураскрывшихся цветов дикой сливы мэй. Часто художник всю жизнь писал излюбленный мотив, добиваясь передачи тончайших нюансов состояния природы в зависимости от сезона, погоды, времени суток. Одновременно это было выражением его эмоций, душевных движений, настроений. Таковы были Вэнь Тун и еще целый ряд художников его круга, считавших себя дилетантами и противопоставлявших себя официальному искусству императорской Академии живописи в тогдашней столице Китая Кайфыне. Самым близким другом Вэнь Туна был поэт, художник и теоретик живописи Су Ши, много размышлявший о сути искусства Вэнь Туна и оставивший свои записки о нем — «Записки о живописи бамбука художника Вэнь Юй-кэ». Там были изложены основные принципы и эстетические нормы этого направления, получившего впоследствии название «вэньжэньхуа» (что в переводе значит «живопись литераторов» или «живопись интеллектуалов»). По распространенной в китайской средневековой культуре символике растений, бамбук считался олицетворением человека благородного, возвышенного, душевно стойкого. В рассуждениях о живописи бамбука и о творчестве Вэнь Туна всегда существует такой подтекст, такой скрытый образ-символ. Су Ши писал об изображении Вэнь Туном бамбука как об особом озарении, когда художник раскрывает всего себя в творческом акте и одновременно воссоздает подлинное «дыхание жизни» самой природы: «Ныне художники пишут узел за узлом и располагают их один над другим. Как это может превратиться в бамбук? Чтобы создать бамбук, надо создать его образ в душе. Только тогда берись за кисть, когда сосредоточишь все внимание на том, чтобы увидеть перед собой что хочешь изобразить. Следуя этому образу, начинай работать кистью — будто бы видишь, как птица пикирует, как заяц убегает. Если ты замешкаешься на мгновенье, все пропадает. Юй-кэ [Вэнь Тун] объяснил мне это, но я не умел делать так, хотя и знал, как это делается. Если кто-нибудь знает в душе, но не может выполнить, значит внутреннее и внешнее, душа и рука у него не связаны. Значит все дело в недостаточном обучении. Когда Юй-кэ пишет бамбук, он сосредоточен на бамбуке, а не на себе. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души». Культивируя артистизм и непринужденную легкость в искусстве живописи, Вэнь Тун и художники его круга обращали самое пристальное внимание на техническую сторону выполнения картины, на постоянную, ежедневную тренировку руки, овладение всеми секретами каллиграфической выразительности линии. Именно в этом жанре живописная техника была разработана до самых мельчайших деталей. Все разновидности бамбука, каждая деталь ствола и листьев были замечены и получили соответствующее название. По преданию, Вэнь Тун в течение многих лет наблюдал борьбу двух змей, чтобы понять, ухватить напряженность и плавность движения, стремительность броска и расслабленность покоя. Всю жизнь с самой ранней молодости Вэнь Тун, как только имел шелк или бумагу для живописи, писал бамбук. Свои картины он не ценил, часто просто кидал их. Поэтому его произведений почти не сохранилось. С наибольшей вероятностью ему приписывается картина, на которой изображена большая тяжелая ветка бамбука со множеством листьев, как бы растревоженных ветром и разметавшихся в разных направлениях. Мастерство исполнения картины проявляется в тончайшей модуляции тонов туши и удивительно точной сбалансированности всей композиции, не допускающей, однако, статики, сохраняющей ощущение движения, жизни каждого самого малого листа и ветки. Располагая на переднем плане более плотно написанные листья, а на заднем ослабляя тон, художник тоздает пространственность изображения, его органичность необъятному миру природы. Многие поколения китайских художников считали Вэнь Туна и его произведения высоким образцом для себя, его копировали, ему подражали, но никто не смог достичь высот его совершенства. Как писал о нем китайский теоретик, только «кисть Вэнь Туна обладала божественной силой, а его искусство было в гармонии с природой».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.