Испанская живопись второй половины XV — начала XVI века воплотила в себе наиболее передовые черты искусства Возрождения и, одновременно, сохранила средневековые традиции. Присущий испанскому искусству интерес к человеческой индивидуальности, к внутреннему состоянию личности был обогащен различными влияниями. В этом искусстве соединились и нидерландское внимание к детали, к конкретности, и итальянское знание законов перспективного построения пространства. В результате возникли такие своеобразные школы живописи, как каталонская и валенсийская, кастильская и андалузская. Испанское искусство эпохи Возрождения очень своеобразно. И дело не только в силе и устойчивости средневековых традиций, на которые накладывались черты ренессансного искусства. В сложении испанского искусства огромную роль играли все устои жизни страны, полной противоречий, драматизма и резких социальных контрастов. По своей двойственности искусство Педро Берругете было типичным явлением испанского Возрождения. Жизнь художника охватывает один из наиболее спокойных периодов испанской истории. В это время была завершена «реконкиста», освободительная война против арабских завоевателей, расширились связи с Европой, усилилось проникновение итальянских гуманистических идей в испанскую культуру. Некоторые художники отправлялись в Италию для того, чтобы научиться новому искусству. Это сделал и Берругете, проживший при дворе урбинского герцога Федериго де Монтефельтре с 1475 по 1482 год. Пожалуй, именно здесь, в Италии, сформировалась личность художника. Герцог Федериго был, по словам одного историка искусства, «выдающимся полководцем Возрождения, одним из самых трезвых и расчетливых политиков Италии, бескорыстным почитателем науки и искусства». Его двор был долго прибежищем величайших итальянских художников Альберти, Браманте, Пьеро делла Франческа. У герцога была одна из лучших библиотек Европы, а его коллекция антиков славилась на всю Италию. За недолгие семь лет службы у герцога Берругете почерпнул много знаний, усвоил уроки итальянского реализма. К сожалению, из произведений этого периода сохранилось лишь несколько фресок во дворце Урбино. Вернувшись в Кастилию, Берругете получил звание придворного живописца короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Известность он приобрел еще в Италии, а на родине стал знаменитым живописцем. Он работал во многих кастильских городах: Толедо, Авиле и Паредес-де-Нава. Италия для Берругете была живительным источником вдохновения. Из всех испанских живописцев своего времени он был наиболее тесно связан с итальянским искусством. Недаром его картины сравнивают с произведениями Мазаччо, одного из основоположников искусства Возрождения в Италии. Берругете, как и Мазаччо, увлекался перспективой. Для него она тоже была не простым формальным приемом, а выражением собственного видения мира, его гармонии и упорядоченности. Строя пространство по реальным законам зрения, художник сопереживает действительности, а зритель, вовлеченный перспективным построением в динамику изображенного, становится как бы соучастником события. Так, в одной из картин для ретабло церкви Санто-Томас в Авиле (ок. 1500), изображающей чудесное видение Богоматери, Берругете на манер итальянцев вводит зрителя в интерьер церкви. С поразительной достоверностью изображает художник цветную мозаику пола и уменьшающиеся в перспективном сокращении майоликовые плитки. Все изображение построено по законам перспективы. Цикл картин, посвященный жизни святых Фомы Аквинского, Доминика и Петра-мученика, был заказан художнику инквизитором Торквемадой. Значительность и ответственность заказа сказались и в его исполнении — это лучшие картины Берругете. Живопись испанского художника предельно иллюзорна и полна наивного реализма. С почти средневековой тщательностью он изображает все, что мог наблюдать в реальной действительности. В основном это сцены городской жизни: слепец и его поводырь («Чудо перед ракой святого Фомы»), сожжение еретика («Святой Доминик на аутодафе») и другие. Даже когда мастер пишет святого Августина, он стремится создать иллюзию портретного сходства, используя в виде модели кого-то из близких или учеников. Одна из лучших картин цикла —
«Святой Доминик, сжигающий еретические книги» (ок. 1500, Мадрид, Прадо). С поистине ренессансной динамикой изображает Берругете стремительное движение коленопреклоненных мужчин, святого и его ученика. В воздух взлетает книга, другая сейчас последует за ней. Каждое из лиц портретно, индивидуально. Может быть, пожилой человек, лицо которого видно в левом верхнем углу картины, и есть сам художник? Однако картина полна и черт средневекового искусства. Совершенно по-средневековому воспринимаются фигуры монахов в черных одеждах, изображенные на золотом фоне. Но это касается только восприятия цвета. Лица же монахов тоже портретны. Они как бы увидены художником через призму нидерландских традиций.
Яркий декоративизм свойствен многим картинам Берругете. Иногда он даже заслоняет внутреннее содержание, и тогда картина превращается в нарядную безделицу, украшающую алтарь или стену. Сохранились сведения, что Берругете работал в области книжной миниатюры, однако самих произведений не сохранилось. Остается лишь предположить, что в миниатюрах он также выразил художественные идеалы своего времени, его наивную и вместе с тем очаровывающую противоречивость.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.