Имя Степана Филипповича Галактионова чрезвычайно авторитетно для любителей русского графического искусства. Наряду с И. Ческим и Ф. Иорданом он может считаться одним из основоположников гравюры на металле. И прежде всего это был признанный мастер пейзажной гравюры. Уже первый опыт его в этой области — репродуцирование работ Семена Щедрина, изображавших пригороды Петербурга (Петергоф, Гатчину, Павловск), принес Галактионову заслуженную славу и определил основные черты его стиля. Его гравюры — «Каменный остров» (1807), «Монплезир» (1805), «Храм Аполлона в Павловске» (1813) — поражают тончайшей проработкой световой гаммы, богатством оттенков и полутонов, точностью в передаче мельчайших деталей изображаемого пейзажа. Мастерство и тонкое понимание художественных особенностей гравюры отличают собственные иллюстрации Галактионова к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1827), а также к «Кавказскому пленнику» и «Борису Годунову», награвированные по рисункам других художников. Им присущи драматически напряженная тональная гамма, внимание к образным характеристикам героев, реалистическая верность пейзажного фона и предметной обстановки. В сотворчестве с лучшими русскими графиками того времени — И. Ивановым, А. Сапожниковым, К. Зеленцовым Галактионов иллюстрирует произведения И. Крылова, Н. Гнедича, И. Хемницера и других. Особенно больших успехов достиг мастер в оформлении титульных листов и в виньеточном искусстве. Широкую известность приобрели созданные им гравюры для двух частей сборника «Новоселье» (1833 и 1834). Они были изданы по случаю переезда библиотеки известного книгопродавца А. Смирдина в новое помещение. На торжественном обеде, устроенном им, присутствовали ведущие литераторы того времени. Так, на листе Галактионова, созданном по рисунку А. Брюллова, мы видим А. Пушкина, И. Крылова, Н. Греча, А. Шаховского и других. На другой гравюре (по рисунку А. Сапожникова) изображена сама библиотека. Портретные характеристики персонажей менее определенны, однако можно узнать беседующих Пушкина и Вяземского на переднем плане, а в глубине — самого Смирдина и Сенковского. Эти работы Галактионова имеют как художественный, так и историко-документальный интерес. Многочисленные виньетки для различных сборников и альманахов под резцом Галактионова превращались в небольшие, но вполне законченные и представляющие самостоятельный интерес изображения. Таковы его гравюры к «Достопримечательностям Санкт-Петербурга» П. Свиньина или виды Москвы, Киева, Нижнего Новгорода для журнала «Отечественные записки», а также пейзажные миниатюры. Гравюру на меди, в которой художник достиг предельного совершенства, в 20-х годах все определеннее стала вытеснять литография. Ее простая технология, огромные тиражные возможности способствовали массовой популярности произведений, исполненных в этой технике. Большое значение здесь имело и то, что реалистическое искусство становилось главным стилистическим направлением в русской художественной культуре. Все большее внимание в литературе и искусстве стали уделять окружающей жизни — это видно и в произведениях художников школы Венецианова, и в «Петербургских повестях» Гоголя, и в альманахах И. Щедровского. В литографиях Галактионова пейзажные мотивы также уступают место жанровым сценам из жизни средних чиновников, городских обывателей. В своих литографиях он не изменяет развитой им манере гравирования с ее безукоризненной точностью предметного антуража, мягкостью и светоносностью.
Несмотря на постоянную занятость гравированием с картин и иллюстрированием сборников и альманахов, Галактионов занимался еще пейзажной живописью (он обучался ей у известного пейзажиста Михаила Иванова, а затем в ландшафтно-гравюрном классе Академии художеств у Семена Щедрина). Но в этой области творчество мастера не получило достаточного развития, хотя он был автором серьезных живописных работ. За картину «Вид гранильной фабрики в Петергофе» (1808) Галактионов получил звание академика. Другая известная живописная работа мастера — картина «Вид усадьбы» (1823). Преподавательская деятельность Галактионова, которую он вел в Академии художеств с 1817 года, не оставила заметных следов в большей степени из-за невнимания к гравировальному искусству со стороны официальных академических кругов. Искусство Галактионова при жизни получило высокую оценку современников и почиталось образцом граверного мастерства.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.