В 1928 году на выставке, посвященной 10-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Александр Александрович Дейнека показал свою новую картину «Оборона Петрограда». В том же году эта картина произвела подлинную сенсацию на Венецианской Биеннале. Но если иные сенсации вскоре забывают как яркое и характерное проявление быстротекущей моды, то картине Дейнеки была суждена счастливая и долгая жизнь. В своем произведении молодой художник выразил очень важные чувства революционной эпохи темпераментно, сильно и индивидуально. У Дейнеки уже была в эти годы вполне солидная художественная репутация. Его рисунки постоянно печатались в популярных журналах «Безбожник» и «У станка». Но главное — он был одним из лидеров Общества станковистов (ОСТ) и привлек всеобщее внимание своим стремлением создать новый тип современной советской картины.
«Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) — все эти ранние вещи Дейнеки теперь классика советской живописи. В них художник прямо и непосредственно воплощал.идеалы новой эпохи, новое представление о человеке труда в монументальной форме картины-панно. «Оборона Петрограда», развивающая пластические принципы этих картин, в смысловом отношении стала как бы началом всего цикла картин о новом времени и новом человеке, над которым, по сути, Дейнека не прекращал трудиться всю свою творческую жизнь. «Оборона Петрограда» — это своего рода пролог. Идея сопоставления двух разнонаправленных движений — мощного, энергичного шага красногвардейцев, идущих в бой, и возвращения с фронта раненых — возникла уже на первых стадиях работы. Она «прочитывается» в эскизе картины. Но эскиз еще лишен той прекрасной ясности, которая определяет художественный строй полотна: Дейнека пытался для себя представить как можно точнее, «как все могло быть», не избегая бытовой конкретизации деталей и персонажей. Несколько портретов участников реальных событий в Петрограде в 1919 году, когда полки Юденича уже обстреливали предместья революционного города, художник «вписал» в картину. Но вписал, а не списал, это не психологические зарисовки, а необходимые, характерные типажи эпохи. В процессе написания картины мастер все более уходил от момента исторического рассказа и ставил перед собой задачу создать поэтическое, обобщенное произведение об эпохе революции в целом. Он «слушал» революцию всем сердцем и хотел передать дух революционного времени, его высокий человеческий пафос. Картина написана обобщенно, что называется, на едином дыхании. Она ярко романтична и правдива в своей суровой красоте. Бодрость, сила, уверенность красногвардейцев определяют характер трактовки темы. Плоскость полотна превращается в своего рода экран, на котором мы видим развитие событий. Сюжетные моменты входят в общую идейную канву картины, а не существуют сами по себе. Решение плоскости, ритмическое построение, цвет, линия — здесь все безусловно «работает» на образ картины. Стройность и четкость ритма, фигуры, словно отлитые из металла, сама конструкция моста через железнодорожные пути, скупость цвета, весь сознательный «аскетизм» формы — вехи на пути эмоционального восприятия картины. Сам Дейнека вспоминал: «Ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе картины». Полотно воспринимается сразу как цельная монолитная форма, зритель не замечает пересечения множества формальных проблем и виртуозного использования многих приемов, потому что и для самого Дейнеки они были в первую очередь языком чувств. В трактовке формы картины Дейнека смело соединил лаконичность плаката с уроками школы В. Фаворского, иконность — с одновременным показом разных событий, типичным для пространства кинематографа, открывая новые пути в искусстве. По силе поэтического воздействия «Оборону Петрограда» можно сравнить, скажем, с «Левым маршем» Владимира Маяковского, но при точности сравнения надо отметить и различия. «Левый марш» — произведение агитационного искусства, «Оборона Петрограда» — берет агитационность лишь как одно из слагаемых образа. Картина Дейнеки — это прежде всего исторический эпос, романтический и суровый. Еще в самом начале своей жизни в искусстве, за десять лет до «Обороны Петрограда», художник писал: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Ярки и радостны они должны быть, как свобода. И пусть в них не найдут мещанства с его фотографией жизни серой и противной, как вековечная жвачка». И до и после «Обороны Петрограда» мастер стремился оставаться верным этой своей юношеской программе-клятве. Он писал энергично, с радостью. В поэзии его картин высказывалась романтика и пафос самой жизни. Он писал спорт, силу, здоровье, счастье, то ощущение внутренней свободы, которое зародилось в его поколении в суровые годы революции. Про персонажей картин Дейнеки действительно будет очень уместным сказать, что он писал героев — героев своего поколения, страны, эпохи. Художник был энтузиастом своего времени и человеком, верившим в завтра. Это соединение влюбленности в сегодня с мечтой о будущем и составляет остов искусства Дейнеки — недаром ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.