«Ему хотелось воочию увидать и запечатлеть таинственно ожившие в его душе образы древней Московии. Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенно академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней», — писал уже после смерти Андрея Петровича Рябушкина известный художественный критик Александр Бенуа. Художника и вправду можно назвать истинным поэтом русского XVII столетия. Он всецело погружен в неторопливый величавый ритм древних обычаев, с их богослужениями, сидением царя с боярами, торжественными выходами царей и царевен, в тихое очарование деревянной заснеженной Москвы с золотом ее куполов на закате, в приподнятую праздничность свадеб, в задумчивую прелесть русских девушек, в сосредоточенную слитность пестрой городской толпы, охваченной любопытством и напряженным ожиданием. Однако если его старшие предшественники, передвижники, часто подходили к истории, как к цепи жанровых сцен, как к остросюжетной новелле, то Рябушкина занимают в прошлом не литературная сторона трагических конфликтов, не бурные столкновения минувших эпох, а красота и ясность народной жизни, обаяние древней Москвы с населяющими ее боярами и простолюдинами, с ее праздниками и повседневностью. Рябушкин родился в селе Борисоглебском Тамбовской губернии, и его детство наразрывно связано
с бытом старой русской деревни в первые годы после крестьянской реформы. Отец и старший брат были иконописцами, и это, естественно, не могло не сказаться на творческом развитии будущего художника. Благодаря хлопотам учителя рисования, по достоинству оценившего способности одаренного мальчика, Рябушкина в четырнадцать лет принимают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимается у Перова, Прянишникова и Сорокина, сходится с однокашниками Архиповым, братьями Коровиными, Левитаном, Нестеровым, что немало способствовало его художественному становлению. В 1880 году на одной из ученических выставок появляется его картина «Крестьянская свадьба», которую П. М. Третьяков приобретает для своей галереи. В 1882 году, не окончив Училища, Рябушкин поступает в Академию, которую заканчивает в 1890, получив звание «классного художника I степени». Его конкурсную работу на золотую медаль — картину «Голгофа» — вновь покупает Третьяков. После окончания Академии Рябушкин совершает поездку по старым русским городам, где изучает народное творчество — будь то древняя церковная архитектура, деревянная резьба на избе, старинная мелодия или шитый узор полотенца. Эти впечатления органически войдут в его произведения, на первых порах посвященные современной ему крестьянской жизни. Уже в этих ранних работах Рябушкин стремится не к жанровости, а к отражению праздничной обрядовой стороны деревенской жизни с ее яркой, порой торжественной красочностью. Совершенно естественно, что этот пристальный интерес к национальной художественной традиции уводит художника в прошлое, к ее истокам, в далекий многоцветный мир XVII века. Самые значительные произведения Рябушкина относятся к последнему десятилетию его рано оборвавшейся жизни (он умер от чахотки в возрасте сорока трех лет). К ним в первую очередь принадлежат большие полотна — «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893), «Московская улица XVII века» (1896, фрагмент), «Семья купца XVII века» (1897), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Едут» (1901), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Чаепитие» (1903). Они отмечены многими новаторскими чертами, что сказалось и в новых приемах композиции, и в новых пропорциях полотен, то необычно растянутых в ширину, то удлиненных по вертикали, и в их линейно-ритмическом построении. Все это вместе взятое и создает своеобразие поэтического мироощущения художника, привлекательность лирической атмосферы его творчества, гармоническую ясность форм и их цветовую звучность. Одним из ярких тому примеров может служить картина «Русские женщины в церкви». Нельзя не залюбоваться этой многофигурной картиной, почти фреской, где, пожалуй, и не различить отдельных индивидуальных портретов, зато есть удивительно цельный образ, выраженный в общем для всех ее персонажей настрое. Это достигается и неподвижной статуарностью всех фигур, и сложным сочетанием церковной росписи фона с искусным многообразным узором одеяний, и повторением овалов оконных проемов в овалах тяжелых рукавов двух передних фигур, и богатством оттенков алого цвета в узорных одеждах женщин, в их насурмленных по моде того времени лицах, в убранстве храма. Глядя на эту картину, и впрямь убеждаешься, что в старину слова «красный» и «красивый» были синонимами.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.