Григорий Михайлович Шегаль — видный представитель советской исторической живописи 1930-х годов, сильные и слабые стороны которой выявились в его творчестве весьма ярко и рельефно. После окончания Вхутемаса в 1924 году началась самостоятельная творческая деятельность Шегаля в рамках таких художественных объединений, как «Московские живописцы», «Общество московских художников». Затем АХРР, когда там решающую роль стали играть молодые мастера. И товарищи, и критика отмечали положительно живописные качества работ Шегаля, но сам он отчетливо понимал, что еще не определил точно своего пути в искусстве. В 1933 году по командировке Наркомата путей сообщения Шегаль отправился на Северный Урал. Так он попал в Кизел, где в один из хмурых предзимних дней услышал впервые рассказ о том, как в 1919-м белые расстреляли в Кизеле революционно настроенных железнодорожников и рабочих. Тогда же возникла у него мысль написать об этом картину. Может быть, сама атмосфера ненастного дня подсказала общее настроение будущего произведения. «Над нами вторым горизонтом тянулась резкая полоса снега по выступу, черные силуэты станционных задворок, и в хмурое зимнее небо уходил серый бетон водонапорной башни. Мы шли вдоль стены по путям, и яркий прорыв неба в тяжелых тучах, сверкающий, как клинок сабли, чертил за нами тени по снегу, по стене». Художник живо представил себе ту трагическую ситуацию, которая некогда здесь сложилась, она стала как бы частью его собственного жизненного опыта. Вновь ожили юношеское воспоминание о виденной в 1905 году в Туле расправе черносотенцев с революционерами, рассказы времен гражданской войны, когда Шегаль, начинающий художник, работал в той же Туле, в губернском отделе изобразительного искусства и, сам еще не многое умея, вел художественную школу Пролеткульта и вместе с Петром Покаржевским организовывал музей. В 1934 году, во время поездки по Кузбассу, Шегаль внимательно всматривался в скромные пристанционные пейзажи, в лица рабочих, стараясь найти героев своего будущего произведения. Картина была написана через год, в Москве. Сам для себя Шегаль определил задачу работы следующим образом: «За сюжет расстрела я взялся потому, что, как мне казалось, до сих пор этим сюжетом решалась только тема разгрома, ужаса смерти, который разъединяет людей... Мне же хотелось показать единство и братство до конца, перед лицом смерти. Мне хотелось самую смерть этих людей, знающих, за что они умирают, показать как победу... я дал место и моменту естественной человеческой слабости — жалости и отчаяния... Мне хотелось увидеть самому и показать другим этих близких нам людей... выведенных в сумерки к стене, увидеть их уже сквозь толщу времени — в глубине прошедших лет и так, чтобы это видение доходило и оставалось». Карателей-колчаковцев художник не изобразил на холсте. Все внимание акцентировано на группе рабочих, которые все вместе представали как памятник. И сам аскетичный станционный пейзаж помогает почувствовать нам драматичность происходящего. Ныне картина «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году» находится в собрании Музея русского искусства в Киеве. В этом сильном правдивом произведении получили развитие лучшие черты исторической живописи 20-х годов и одновременно творчески усвоенные уроки классической живописи. Другое, чрезвычайно популярное в свое время большое историческое полотно Шегаля, показанное на выставке к 20-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1938 году,— «Бегство Керенского». Оно говорит уже о других устремлениях исторической картины. Произведение строится на контрасте умело написанного пышного интерьера Зимнего дворца и ничтожности «героя» в момент его поражения, когда он предстает во всей своей суетной человеческой мелкости. Но в сущности художник ограничивается здесь чертами анекдота, гротеска, и картина его напоминает эффектный и занимательный исторический рассказ, а не ставит себе целью показать в пластике особую трагикомичность эпизода, хотя колорит картины построен продуманно и последовательно. Несмотря на шумный успех своей исторической живописи, Шегаль не ограничивал себя тематически. Он писал и картины на современные темы, и портреты, и пейзажи. Пейзажи, пожалуй, лучшие в его творчестве, были написаны в годы войны и в первые послевоенные годы. Простые, можно сказать, даже намеренно простые по композиции работы тонко и разнообразно решены в цвете. Именно колорит — для художника язык чувств, он хочет нежно и точно выразить жизнь природы, обаяние самых простых ее мотивов. В этом своем стремлении он выступает как продолжатель традиций московской пейзажной живописи прошлого века. Из жанровых произведений Шегаля немалую известность в послевоенную пору приобрела картина из собрания Третьяковской галереи «В свободную минуту. Медсестра» (1945). Тема военной жизни в ней звучит не событийно, а в ее не менее героическом повседневном проявлении. В этой картине зрителя привлекают задушевность скромного лирического живописного рассказа, выраженная в нем правда.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.