Витраж. При этом слове у большинства людей возникает видение средневекового собора с таинственным светом, льющимся сквозь разноцветные стекла, торжественной музыкой органа — страницы истории прошедших веков. Ведь XVIII и XIX века быстро забыли о чудесах витража, который начал свою славную историю у арабов и ранних христиан и пережил подлинный расцвет в эпоху средневековья во Франции и в Германии. Готическая архитектура отказалась от глухих аскетичных стен романских построек и «раскрыла» их стрельчатыми окнами. Витраж занял место рядом с романской фреской, «библией для неграмотных». Фантастическое мерцание витражей наполняло интерьер собора с его яркими картинами и выразительной скульптурой мягким рассеянным светом, создававшим атмосферу сосредоточенности и созерцательности. Сияние витражей сравнивали с сиянием драгоценных камней и звезд на небесах. Но это все в далеком прошлом. Потом витраж пережил далеко не лучшие времена, потерял свою магичность и красоту, вырождаясь как специфический вид монументального творчества. XX век, с его стремлением к комплексному осмыслению всего опыта мирового искусства, не мог не вспомнить и о забытых возможностях витража. Ж. Руо, М. Шагал, А. Матисс, Ле Корбюзье, П. Пикассо — все эти мастера интересовались замечательными декоративными возможностями витража, по-новому решали проблемы взаимосвязи витража и архитектуры. Оказалось, что витраж связан не только с культовой, религиозной архитектурой. Он — великолепное средство украшения современного общественного здания, экстерьера и интерьера, как представительного, так и весьма скромного, «частного» по своему ощущению. В России одним из энтузиастов витражного искусства в начале века стал Карл (Карлис) Андреевич Бренцен. Бренцен родился в Латвии, но уже в восемнадцатилетнем возрасте приехал в Петербург, где поступил, как и многие другие уроженцы Прибалтики, в училище Штиглица. Там он провел шесть лет. Училище давало неплохую по требованиям того времени и разностороннюю подготовку. В 1904—1907 годах Бренцен учился в Париже. На него произвели огромное впечатление великолепные витражи, сохранившиеся в старинных соборах Франции. Но традиции древнего искусства молодой художник воспринял не непосредственно, а сквозь призму воззрений классического искусства и опыт декоративного искусства начала XX века. Изучив историю и технику витражного дела, Бренцен по возвращении в Петербург стал руководителем витражной мастерской в родном ему училище Штиглица. Образцы работы мастерской до сих пор сохранились в ряде домов того времени. Обычно стекло используется как бесцветный фон, на котором ясно и эффектно должно прочитываться цветное изображение. Трактовка сюжета не выходит за пределы иллюстрации. Но в отличие от многих композиций XIX века в витражах мастерской намечается стремление авторов преодолеть имитацию обычной станковой картины, написанной масляными красками. Большой упор делается на выразительность такого элемента витража, как свинцовые пайки, придающие композиции графическую четкость и «читаемость». Известные недостатки витражей мастерской можно объяснить не только новизной дела для русской художественной культуры, отрывом от изначальных традиций витража, но и самим эклектическим характером архитектуры, для которой они предназначались, — она не требовала ничего иного, нежели красивые декоративные «вставки». В 1920-е годы Бренцен перенес свою деятельность в Ригу. Здесь он небезуспешно утверждает себя как живописец, показывая на выставках натюрморты, обычно цветы, портреты, вещи весьма эффектные, хотя не лишенные некоторого налета салонной красивости. Но главным делом его жизни по-прежнему остается витраж. Бренцен ведет мастерскую в Академии художеств и исполняет ряд композиций для архитектуры, которые можно видеть и сегодня, например в доме Союза писателей Латвийской ССР. Среди витражей мастера есть композиции на исторические темы, пейзажи, своеобразные исторические портреты, такие, как, скажем, портрет прогрессивного латышского литератора и публициста Кришьяна Вальдемара. Но самые привлекательные из его витражей — это композиции на фольклорные темы «Лию», «Лачплесис». В них Бренцен стремится передать ощущение красоты народной жизни, силу духа народа. Они красивы и спокойны по цвету, ритм их медлителен и неспешен. Они рассчитаны на медленное «прочтение». Можно отметить и общую декоративную цельность каждой из композиций. У советских художников интерес к витражу пробудился в 60-е годы. Изменились эстетические принципы художника-витражиста, даже сама техника витражного дела. Открытие неизвестных прежде методов художественной обработки стекла, появление витражей, рассчитанных исключительно на искусственный свет, техника работы из блоков сколотого стекла, использование новейших материалов — все это привело к изменению языка витража. Витраж теперь неразрывно связан и с поисками новой выразительной архитектурной формы. И вместе с тем новое поколение витражистов, не разделяя художественных принципов работы своих предшественников, испытывает к ним чувство благодарности за то, что они сумели пробудить интерес к замечательному искусству.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.