В апрельские дни 1922 года по Москве расклеивали броскую, набранную черной и красной краской афишу: «Великодушный рогоносец», премьера 25, 26 апреля 1922 года. Игру показывают В. Мейерхольд и студенты мастерской». Спектакль, затеянный как свободная экспериментальная учебная работа, оказался настоящей сенсацией театральной Москвы. Равнодушных не наблюдалось, только или «за», или «против». «Рогоносец» был подлинным манифестом и школой нового театра. Как вспоминал один из участников премьеры Игорь Ильинский, именно этот спектакль «был наиболее цельным и значительным мейерхольдовским спектаклем за весь период существования его театра с точки зрения его кредо...». «Художник-конструктор Л. С. Попова» — объявляла афиша, и это могло поставить в тупик даже заядлого театрала. Сам Мейерхольд, привыкший подчинять спектакль единой режиссерской художественной воле, на этот раз специально подчеркивал исключительное значение проекта Поповой для спектакля. И действительно, работа художницы не только помогла спектаклю в целом прозвучать в полный голос, но и положила начало новым идеям оформления сценического пространства в истории театра XX века. Мейерхольд и Попова впервые встретились как соавторы весной 1921 года. Знаменитый реформатор театра планировал массовое театрализованное представление к празднику 1 Мая на Ходынском поле в Москве. Предполагалось участие в нем нескольких тысяч человек, в том числе красноармейских частей. На Ходынке, печально известной в связи с массовой гибелью людей при короновании Николая II, должна была быть разыграна грандиозная революционная мистерия о победе труда над капитализмом. Художниками представления намечались архитектор А. В. Веснин и Попова. Они придумали необычную конструкцию города будущего, паутиной антенн и проводов создававшего пейзаж новой технической эры, сделали макеты, подготовили чертежи, но в основном по финансовым соображениям представление не состоялось. Осенью того же 1921 года Мейерхольд познакомился с новейшими экспериментами Поповой в области формы и пространства на выставке «5 X 5 = 25», где показывались также работы А. Родченко, В. Степановой, А. Веснина, А. Экстер. После выставки он пригласил Попову вести занятия по материальному оформлению спектакля в своих мастерских. Он видел в ее искусстве совершенно новые творческие установки, без которых, как он полагал, теперь уже и невозможно дальнейшее развитие театра. Отсутствие у художницы длительного стажа театральной работы его не смущало. Попова предложила для «Великодушного рогоносца» сценическую конструкцию из самых простых элементов, которые могли стать стержнем действия спектакля в целом,— нехитрую систему лестниц и колес. Сама по себе конструкция художницы ассоциировалась с новым здоровым миром, с «лесами строящегося дома». Но Попова вовсе не ставила себе целью привлечь внимание зрителя к красоте сценического сооружения самого по себе, к его архитектонике, хотя контраст благородной простоты формы конструкции и открытой взору зрителя задней стены сцены (ведь занавес был отменен в этом спектакле) действовал сначала ошеломляюще. Но, как писал один из критиков, с конструкцией Поповой оказалось возможным играть, как с веером или шляпой. Актеры, на первых репетициях чувствовавшие себя в отвлеченной среде несколько неуютно, затем полностью освоились, слились с динамикой ее жизни. Конструкция рождала и определяла ритм действия, характер мизансцен наклоном своей площадки, лестницами, которые надо было преодолевать, самой своей «графичностью», динамикой вертикалей и горизонталей. Художник, решая свою собственную пространственную задачу, изобретая небывалую форму, проделывал по существу и режиссерскую работу; действие, характер действия пронизывали пафос его формотворчества. Актер оказывался, как в цирке или в старом площадном народном театре, «поданным» зрителю. Игра актера, его мастерство, воодушевление становились главным моментом сценического действия. Зритель ощущал себя его соучастником, чудо спектакля рождалось на глазах. Сюжет весьма фривольной, «пикантной» пьесы бельгийца Ф. Кроммелинка уходил на второй план. В конструкции Поповой, в веселой, задорной игре актеров зритель ощущал новую энергию восприятия мира, здорового, ясного, сильного. Все были «не только ошеломлены, но и очарованы спектаклем, свежестью, непосредственной новизной и темпераментом...» (И. Ильинский). Конструкция, предложенная Поповой, была связана именно с действием и активно противостояла «буржуазной» архитектуре театрального здания, иллюзорности
сценической площадки в традиционном театре. Она была моделью и прообразом нового народного театра. Не случайно так хорошо и полностью обыгрывалась она во время спектаклей на открытом воздухе. В принципе — установка к «Великодушному рогоносцу» есть пример прекрасного слияния задач художника с жизнью конкретного спектакля, пример универсального театра. Успех «Рогоносца» вызвал массу подражаний конструкции, но сама художница уже в следующей работе предложила другую, принципиально новую систему пространственного решения. Работая с Мейерхольдом над спектаклем «Земля дыбом» (1923), она впервые в практике мирового театра пришла к идее оформления спектакля как монтажа вещей, монтажа документов. На сцене гремели выстрелы, кукарекал петух, за которым с веселым отчаянием гнался повар. Двери зала открывались, и на сцену, обдавая зал гарью, въезжал настоящий грузовик. Экран, как некогда во времена античного театра хор, комментировал сценические события. Можно было бы сравнить монтаж Поповой с языком кино, но следует напомнить, что кинематограф в те времена еще очень подражал театру и только подходил к открытию силы документа как такового. Опыт Поповой имел огромные последствия для мирового театра, проложив путь многим и многим исканиям, в том числе театру Бертольта Брехта. Мастер театра, автор оформления тканей, книг, журналов и, конечно, живописец, Любовь Сергеевна Попова — одно из своеобразных явлений как в истории русской художественной культуры 1910-х годов, так и послереволюционной поры.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.