В середине 30-х годов один из известнейших советских историков искусства В. Н. Лазарев, разбирая запасник музея Донского монастыря в Москве, наткнулся на запыленную и потемневшую от времени картину. Реставрация, проведенная в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, куда была отправлена картина, подтвердила первоначальную догадку Лазарева. Это был никому не известный пейзаж феррарского живописца позднего Возрождения Доссо Досси. Феррару обычно относят к венецианской «терраферме», то есть к владениям, расположенным на материке, «твердой земле». Жизнь этого маленького городка, как и многих похожих на него владений Венеции, отличалась от полного восточной роскоши быта столицы. Она была более провинциальной, более скромной, более тихой. Это повлияло на сложение местных школ живописи, которые оказывались порой более тесно связаны с северными областями Италии, чем с «царицей Адриатики». Поэтому не удивительно, что творчество Досси осталось несколько в стороне от монументального размаха венецианцев, полного классической ясности и спокойствия. Доссо Досси, настоящее имя которого было Джованни ди Никколо Лутеро, родился в предместье Феррары. Учился он у Лоренцо Косты, но испытал влияние многих живописцев, в том числе флорентийца Рафаэля и венецианца Джорджоне. Всю жизнь мастер прожил в Ферраре, но работал и в других городах Италии, в том числе в Модене, Мантуе и Венеции. Творчество Досси очень разнообразно. Он писал картины на религиозные и мифологические сюжеты (две из них, «Сивилла» и «Лукреция», хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа), портреты, пейзажи (Музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина) и бытовые сцены. И если религиозно-мифологические композиции Досси заставляют порой вспомнить произведения мастеров Высокого Возрождения, то его пейзажи вполне своеобразны и полны особого очарования. Среди предшественников Доссо Досси в области пейзажа можно назвать прежде всего Джорджоне. В своей знаменитой «Грозе» этот художник, пожалуй, впервые в истории итальянского искусства объединил пейзажный фон и сценическое действие в единое целое. Сюжет в его произведении второстепенен (кстати, он до сих пор не расшифрован, название картины чисто условное), центральное место занимает образ природы. Доссо Досси идет в этом направлении еще дальше. Его картины представляют собой единую сцену, в которой разбросаны на различных пространственных уровнях небольшие группы людей. При ближайшем рассмотрении пейзажа из пушкинского музея среди подобных групп можно увидеть изображение святого Иеронима, победу Георгия над змеем, мученическую смерть святой Екатерины и другие моменты христианской истории. В целом пейзаж Досси более целен, чем картина Джорджоне, хотя мастерство последнего значительно выше. Пейзажи Доссо Досси отличаются от произведений его великого современника не только по композиции и другим формальным приемам. Прежде всего нас удивляет совершенно иное восприятие природы и человека в ней. Джорджоне остается истинным представителем Возрождения, так как отводит образу человека центральное место. А в мире, созданном Досси, человек теряется среди скал и лесов. Его изображение скорее символизирует некую отвлеченную идею, чем стремится донести до зрителя что-то конкретное. Поэтому с точки зрения содержания фигура человека оказывается часто не более важна, чем изображение башни замка на скале или ветряной мельницы на склоне холма. В итальянских пейзажах ничего похожего не встречается. В них нет ни детализации, напоминающей позднеготическую, ни тончайшей, подобной ювелирной работе, живописной манеры. То, как написаны деревья с их густой листвой или синеватые дали с просвечивающими сквозь голубую дымку городами, живо напоминает нам картины нидерландских и немецких пейзажистов. В самом деле, ведь только у Патинира есть одновременно ощущение цельности природы и раздробленность деталей. Оно есть и у Доссо Досси. Конкретный вид природы Альтдорфер понимал как всеобъемлющий символ всего космоса. То же самое у Доссо Досси. Связь с северным искусством в творчестве Досси подчеркивал еще Вазари, указывая на немецкие образцы, по которым учился художник. Фантастические пейзажи Досси действительно напоминают то, что его современники называли «манера тедеска», то есть «немецкая манера». Именно стремление уйти от классически ясных форм и выразить духовное начало в природе сблизило Доссо Досси с искусством Северной Европы.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.