Японский художник Кобори Энею принадлежал к тем редким художественно одаренным натурам, которые с одинаково высоким артистизмом и совершенством художественного результата проявляют себя в разных сферах искусства. Он был живописцем, каллиграфом, поэтом, автором пейзажных садов. Богатый аристократ, он не считал себя художником-профессионалом. Искусство было для него проявлением интенсивной духовной жизни, внутренних творческих импульсов. Приверженец особенно распространившегося в Японии с XVI века так называемого чайного культа, он прославился как знаменитый «мастер чая» и считается автором павильона для чайной церемонии Мацутан в Киото. Именно чайная церемония (по-японски тя-но-ю) давала возможность художникам, подобным Кобори Энею, с наибольшей полнотой выразить себя, свое мироощущение не в каком-то одном виде творчества, но в создании особого художественного ансамбля, где слиты жизнь и искусство, реальный мир и отвлеченная духовность, повседневность и мечта. Культ чая зародился в Китае еще в VII—VIII веках, а с XII века стал распространяться в Японии — сначала в буддийских монастырях как часть религиозного обряда, а затем в придворных кругах аристократов, где принял форму игры-конкурса в дегустацию сортов чая. К XV веку обычай питья чая распространился среди горожан, но тоже не просто как бытовое действие, а в виде особых собраний, где ценилась атмосфера духовного единства участников, единомыслия и простоты общения. К середине столетия из этих разных по смыслу и по форме действий — храмового чаепития, придворного развлечения и общественного ритуала — зародилась собственно чайная церемония, получившая впоследствии определенные канонические черты. Происходила она обычно в специальном чайном доме — тясицу, который напоминал бедную деревенскую хижину или рыбачий домик, построенный из самых простых и обычных материалов — дерева, соломы, бамбука. Внутреннее помещение, величиной менее трех квадратных метров, было совершенно пустым, лишь напротив низкого входа помещалась специальная ниша-токонома, куда во время церемонии ставили букет цветов или вешали картину. Ниша была самым важным местом в комнате, и смысл помещенной в ней картины или каллиграфической надписи, или вызывавшего определенные поэтические ассоциации букета определял весь внутренний подтекст церемонии, предлагавшейся гостям хозяином — «мастером чая». Канонизированная схема ритуала была постоянно одна и та же, но на ее основе всегда возникала неповторимая ситуация, зависевшая от конкретных условий: состава участников (чаще всего одного, но иногда и нескольких — не более пяти), времени дня и времени года, погоды и освещения и т. п., а главное — от подразумеваемой хозяином и внутренне «разгадываемой» гостями темы церемонии. Все этапы ритуала были известны его участникам, они не могли быть изменены или нарушены, их канонизированность предполагала некоторую театрализацию поведения, движений, жестов, отличающихся от повседневных, настраивающих на определенный лад. Все действо состояло из прохода через сад, медленного, способствующего внутренней сосредоточенности, затем входа в дом и любования композицией букета в токонома, появления хозяина и приготовления им зеленого взбитого чая в единственной чаше, которую он с поклоном передавал гостю или по очереди гостям. После питья чая наступал момент любования чашкой и, всеми другими предметами для церемонии, расставленными перед хозяином,— ящичком для чайных листьев, ложкой, котелком и др. Как в любом японском доме, все сидели на полу, на специальных соломенных матах. Иногда гость и хозяин вместе созерцали картину в нише и, слушая бульканье воды в котелке, достигали состояния «безмолвной беседы», полного внутреннего контакта и взаимопонимания. Но могла зайти речь о красоте чашки или букета, соответствии его времени года или, напротив, контрасте, напоминающем о чем-то другом. Однако круг тем всегда был связан только с искусством, поэзией, красотой. Атмосфера возвышенной духовности для постижения прекрасного, не выразимого в словах, но раскрывающегося через гармонию всей обстановки, соответствия друг другу предметов утвари, живописи или каллиграфии, общей незамутненности сознания повседневными заботами и суетой, — в этом состояла цель ритуала, его внутреннее предназначение. Ко всем предметам, употреблявшимся японцами в чайной церемонии, как и к самому дому, предъявлялись общие требования — простоты, непритязательности, даже бедности, что способствовало сосредоточенности на духовном, заставляло открывать красоту в малом, незаметном, не бросающемся в глаза. Подобно тому, как питье чая, само по себе чисто практическое и прозаическое занятие, превращено в чайной церемонии в утонченное эстетическое действо, изысканное духовное наслаждение, так и в повседневной непритязательной простоте и бедности крестьянского жилища была замечена особая красота и прелесть, противостоящая пышности, роскоши, яркости. Тот же тип красоты японцы видели в простой глиняной чашке с шероховатой поверхностью, как будто сохранившей след руки гончара, с неровными затеками глазури, случайными по форме и фактуре. Иногда одна из колонн токонома имела вид необработанного, покрытого корой и даже чуть искривленного ствола дерева (она называлась токо-басира). В очень малом пространстве интерьера чайного дома с линейной четкостью его прямоугольных членений такая опора смотрелась как свободный пластический объем, организующий, подобно скульптуре, все внутреннее пространство. В своем символическом значении токо-басира вызывала необходимые в эстетике чайной церемонии ассоциации с безыскусной простотой природы, лишенной симметрии и геометрической правильности форм. Она была также образом незавершенности, требующей активного восприятия, мысленного «достраивания» в уме того, что подразумевал художник. На активизацию эстетического восприятия была направлена и композиция чайного сада. Как только гости входили в ворота, они вступали в мир, отличный от повседневного существования, символически отрекались от земной суеты. Сад становился барьером, границей двух миров с разными законами, правилами, нормами. Он физически и психологически готовил человека к восприятию искусства и — более широко — красоты. Реально короткое время прохода через сад с помощью особой театрализации этого действия растягивалось, становилось значительнее. Вступая на дорожку из камней, отстоящих друг от друга то на большее, то на меньшее расстояние, человек подчинялся ее ритму. Художник придумывал моменты, когда необходимо было обязательно смотреть под ноги и когда можно было поднять голову и полюбоваться видом дома, тенью на стене, зеленью кустарника и фактурой мхов у камней. Он заставлял возникать все новые и новые «темы», переживать пространство сада в разных ракурсах, с неповторимыми оттенками меняющегося освещения. Здесь все было подчинено одной задаче — создать определенную настроенность, способность внутренней сосредоточенности, самоуглубления, выключенности из повседневной реальности. Художник—мастер чая (Кобори Энсю или другой) выступал, на первый взгляд, в пассивной роли хозяина, принимающего гостя. Но на самом деле он сполна реализовал свои творческие возможности и в устройстве сада и дома, в тщательности «режиссуры» всего действия и подбора употребляемых предметов. Мастера чая старались, чтобы каждая, самая малая деталь обстановки была осмыслена, включена в контекст церемонии, давала толчок ассоциациям, намекала бы на что-то (стихи, картину, цветы, красивую местность и пр.). Как спектакль, живущий лишь во времени своего протекания, перестает существовать с закрытием занавеса, так и чайная церемония в своей сложной построенности и
тончайшей продуманности кончалась с уходом гостя. Но, несмотря на то, что ее «исполнителями» были реальные живые люди, а не актеры, а схема ритуала была одной и той же, это всякий раз было новое произведение искусства, имевшее высокое и неповторимое духовное содержание.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.