В парижском Салоне 1847 года — последнем Салоне июльской монархии — взоры всех посетителей притягивало к себе гигантское полотно Томи Кутюра «Римляне времен упадка». Устроенная в залах Лувра экспозиция предоставила этой картине одно из самых почетных и выигрышных мест — то, где обычно висел шедевр Веронезе «Свадьба в Кане Галилейской». Картина Кутюра имела триумфальный успех — ее сравнивали с жемчужиной Веронезе, нередко отдавая пальму первенства французскому живописцу. «Наконец-то у нас появился свой Веронезе»,— ликует журнал «Артист». «Работа Кутюра — самое замечательное произведение в Салоне 1847 года», — вторит ему популярный критик Теофиль Готье. Она настолько затмила собой произведения других участников Салона, что критики не обратили внимания даже на выставленные там картины Эжена Делакруа. Предреволюционный Париж 1847 года упивался театрализованным представлением, которое разыгрывали на фоне мраморных декораций по-академически идеализированные, нагие и полуобнаженные персонажи кутюровской картины. Здесь было все, чтобы найти путь к сердцам зрителей и затронуть их умеренные души. И античный антураж, вновь возродившийся и вошедший в моду после романтических баталий: ведь еще в 1843 году пьеса Понсара «Лукреция» вызвала бурный ажиотаж, тогда как «Буркграфы» Виктора Гюго прошли почти незамеченными... Здесь сквозили, неназойливо поучая и осторожно предостерегая, социально-нравственные намеки. Здесь была и толика тщательно дозированного сладострастия, к которому была так чувствительна французская буржуазная публика той поры. Но здесь было и чувство композиции, отмеченной размахом и четкой выстроенностью; рисунок был точен и уверен, а в приятном колорите, вопреки отсутствию богатства красок, был своеобразный блеск. Здесь превосходно уживался эффектный классицизм жеста с притушенным, ослабленным романтизмом чувств. Кутюр сделал свой вклад в «живопись золотой середины», заслужившую это имя еще в 1841 году благодаря своей склонности к понятности, законченности, смягченности, приятности. Это искусство было нетерпимо ко всему «чрезмерному», непривычному, небанальному. Теперь взамен недоступного ей стиля «живопись золотой середины» получила видимость большого искусства. Художественный Париж не знал подобного блестящего триумфа. Молодого живописца награждают золотой медалью I класса и орденом Почетного легиона; государство покупает его шедевр за 12 тысяч франков, и уже в следующем году картина торжественно экспонируется в Люксембургском музее. Жизнь и искусство Кутюра — поучительный пример парадоксальности творческой судьбы. Сын сапожника из Санлиса, так и не научившийся как следует грамоте, но не подверженный комплексам и даже открыто хвастающий своей необразованностью, Кутюр поначалу занимался у Ж.-А. Гро, строго защищавшего в педагогике доктрины классицизма, а после смерти своего первого учителя в 1835 году перешел под начало Поля Делароша — авторитетного представителя и в сущности творца школы «золотой середины». Получив в 1837 году Римскую премию, двадцатитрехлетний молодой человек дебютирует в Салоне 1838 года изображением юной венецианки после ночной оргии. Бесспорно талантливый, честолюбивый, жаждущий успеха и признания, Кутюр явно тяготел к созданию больших, крупнофигурных полотен во вкусе Гро, у которого он воспринял также склонность к изобразительной жестикуляции и театрализованности. Добросовестный труженик, он в совершенстве овладел академической системой, в первую очередь подразумевавшей уверенность и крепость рисунка. Кутюр не заметил, когда ремесло стало преобладать у него над чувствами и творческим волнением. Последовательно выставляемые им картины то на христианские, то на средневековые, то на аллегорические сюжеты («Блудный сын», 1841; «Трубадур», 1843; «Любовь к золоту», 1844) не остались не замеченными критикой, но и не принесли желаемой славы. На протяжении трех лет Кутюр упорно, до ожесточения работал над «Римлянами времен упадка», а добившись головокружительного успеха, получив заслуженные награды, счел своевременным «почить на лаврах». Он открыл мастерскую, которая имела отличную репутацию не только в Европе, но и в Америке. Кутюр обучал работать обобщенными гибкими линиями и массами, простыми тонами, не смешанными на палитре красками, использовать сочный, хотя и тонкий красочный слой и прозрачные тени. Свои экспозиционные работы Кутюр писал в светлой, перламутровой гамме, приятной для неискушенных глаз: по меткому выражению Делакруа, это — «свет, будто написанный мукой». Метод работы полутонами, с помощью которых Кутюр учил моделировать форму и давать переходы от тени к свету, категорически исключал фактурную выразительность, живописность мазка, равно как и ослаблял фиксируемую на холсте силу света и окраску теней. Тут-то и возник конфликт между учителем и самым талантливым его учеником — Эдуардом Мане, закончившийся полным творческим разрывом. Сразу после триумфа «Римлян» искусство Кутюра пошло на убыль. Во время революции 1848 года он получил заказ, который тотчас же был аннулирован; затем художник потерпел неудачу с росписями капеллы в церкви С.-Эсташ; когда довольно второстепенная картина «Сокольничий», представленная им на Всемирную выставку 1855 года, была удостоена не высшей награды, Кутюр воспринял это как унижение и, отчаявшись, в 1863 году распустил своих учеников. Его помыслы сосредоточены теперь на книге «Методы и беседы в мастерской». Спустя четыре года она была опубликована. Высокомерный тон изложения — неприятная помеха для восприятия небезынтересного содержания этой книги. Работы Кутюра, выполненные в псевдореалистической манере, стали появляться на выставках и получали резко отрицательные отзывы критиков. В 1869 году художник уезжает из Парижа в Вилье-ле-Бель, где остается до конца жизни. Он работает по заказам невзыскательных, но богатых американских клиентов в той же псевдореалистической салонной манере и вместе с внуком сочиняет о самом себе книгу под названием «Тома Кутюр, его жизнь, творчество, характер, идеи, метод». Самую точную и объективную характеристику Кутюру дал его великий современник Делакруа: «Он никогда не сумеет приобрести того, чего ему не хватает, но зато он вполне владеет тем, что знает».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.