Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор Андрей Андреевич Мыльников — художник-монументалист не только по образованию, но и по призванию, по своей творческой и гражданской позиции. Начало его художественной деятельности приходится на вторую половину 40-х годов, то есть на тот период в истории советской культуры, который был отмечен повышенным интересом к искусству больших форм, к искусству, способному выразить настроения народа, победившего в Великой Отечественной войне. Отношение Мыльникова к войне — это отношение художника, поставившего своей целью средствами живописи не столько монументально воссоздать ее победные моменты, сколько показать и образно утвердить моральные истоки всенародного подвига и всенародной жертвы. Не случайно дипломная работа Мыльникова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который он окончил в 1946 году по мастерской И. Э. Грабаря,— эскиз мозаики «Клятва балтийцев» для мавзолея моряков, погибших в Великой Отечественной войне. Эта работа — своеобразный реквием, пластическое воплощение темы Никто не забыт, ничто не забыто. Мыльников изображает группу моряков, оставшихся в живых, которые дают клятву хранить память о павших товарищах, клятву верности общему делу. Проявившаяся в «Клятве балтийцев» способность художника передать «дух эпохи» существенные черты современности посредством иносказания и художественно выверенного мотива, не прибегая к изображению конкретных, пусть и этапных в историческом смысле событий,— во многом определила его дальнейшее творчество. Она проявилась и в картине «На мирных полях» (1949), и в панно «Пробуждение» (1957), выполненном Мыльниковым для ленинградского кинотеатра «Прогресс». Это панно было написано под впечатлением VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В нем художник акцентирует внимание на общечеловеческом смысле праздника молодости, на теме борьбы и солидарности молодежи всех стран за свое социальное освобождение. Одним из важных для творчества Мыльникова как монументалиста событий явилось, безусловно, участие в разработке проекта занавеса зала заседаний Кремлевского Дворца съездов. Выполняя этот ответственный заказ, художник создал несколько вариантов изображения Ленина и в конце концов остановился на профильном изображении головы вождя. Это дало ему возможность уйти от неуместного в данном случае жанра исторического портрета и создать обобщенный и идейно-емкий образ, который, не нарушая свойственных монументальному искусству границ внешнего сходства с оригиналом, превращается в образ-знак, становится революционным символом XX века, своеобразным знаменем классовой борьбы в современную эпоху. Внутренняя обусловленность и определенность таланта Мыльникова — таланта монументалиста — не исключает для художника возможности обращения к другим видам искусства — графике, станковой живописи. Последняя является для Мыльникова своеобразным окном в мир интимных, камерных чувств, тонких человеческих переживаний. В таких произведениях, как «Верочка» (1964), «Веранда» (1965), художник выявляет богатую эмоциональную и цветовую гамму непритязательных мотивов: девочка изображена за столом на фоне открытого в сад окна, а мать с ребенком — на залитой солнцем веранде. Подобные живописно-лирические проникновения в поэтику конкретной жизни, при всей своей самоценности, служат своеобразными эскизами к таким большим станковым композициям Мыльникова, как «Сестры» (1967) и «Лето» (1969). В них поэтическое переживание солнечного мгновения в жизни отдельного человека, «тихого» момента его бытия перерастает в тему радости жизни на земле, в тему счастья не только личного, но и общечеловеческого. Варианты картины «Утро» отмечены стремлением перевести проблему реально прекрасного в план классического искусства, выразить идею гармонического сосуществования идеальной человеческой натуры и идеальной природы средствами большого стиля. Важно отметить, что в этих работах, как и в полотне «Перед грозой» (1974), обращение к традиции связано с усилением драматического момента, определяющего эффект некоторой отчужденности мира картины от зрителя. Прежняя цветовая насыщенность и открытость произведений Мыльникова конца 60-х годов уступают место холодной, порой суровой гармонии красок. Все это свидетельствует о новом этапе в творчестве художника, этапе, отмеченном раздумьями о возможности реализации прекрасного в жизни и в конечном счете об ответственности каждого человека за все прекрасное на земле. Конкретизация этих раздумий происходит в одной из последних работ Мыльникова «Прощание» (1975), посвященной Великой Отечественной войне. Новое обращение к теме войны, участником которой был сам художник,— это опять обращение к вопросу о том, ценой каких человеческих страданий достался мир. Эта работа, своеобразно продолжающая традиции «сурового стиля», есть не только повествование о преодолении великих трудностей в прошлом, но и обращение к потомкам, к сыновьям тех отцов, которые выполнили свой патриотический долг перед Родиной. Ее историзм — это историзм, нацеленный в современное и в будущее. Прекрасное в этом произведении предстает в разрушенном, исковерканном войной виде. Излюбленный Мыльниковым мотив солнечного озера превращается здесь в образ мертвой воды. Русский пейзаж с белеющей вдали церковью и «поверженным» телеграфным столбом на первом плане напоминает «долину смерти» из замечательного стихотворения Н. Заболоцкого «В этой роще березовой» 1946 года. Сложность и одновременно цельность творческого развития Мыльникова — свидетельство того, что перед нами не просто зрелый мастер, но еще и постоянно ищущий художник.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.