Творчество швейцарского живописца и графика Ганса Эрни занимает особое место в современном искусстве. Пожалуй, ни одному художнику не удалось с такой глубиной, с таким знанием дела и в то же время с таким размахом передать идею научного прогресса, воспеть торжество человеческого разума, подчиняющего себе силы природы. Творчество Эрни проникнуто подлинным гуманизмом — активным, даже воинствующим в том, что касается утверждения творческой силы человека и прославления дела его рук. В живописи и особенно в графике художник развертывает целый мир прекрасных, светлых образов, перекликающихся своей гармонической ясностью с античностью. (Недаром одна из лучших работ Эрни — иллюстрации к книге ученого-эллиниста А. Боннара.) Дух античности живет не только в красоте линий и форм произведений Эрни, но и в присущем им ощущении свободы человека, его гармонии с миром, его внутреннего равновесия («Семья»). Образы Эрни идеальны, не будучи, однако, холодными, живая прелесть заключена в динамике линий, в острых и нежных цветовых контрастах, в общем музыкальном строе композиций. Эрни — большой мастер рисунка, он рисует вдохновенно, сразу линии льются на бумагу, как песня. И эта музыкальность, эта непосредственность характерны для всего его творчества — и для графического, и для монументального. Главной работой Эрни является фреска в Музее этнографии в Невшателе, так называемая «Стена веры в человека» (1954). Название это символично. Огромная (27 X 7 м) фреска воспринимается как гимн человеческому труду, всепобеждающей силе разума. Эрни удалось создать современную аллегорию. Отбросив традиционную символику, он смело вводит в свою композицию чертежи, детали машин, структурные формулы — его аллегория обращена к образованным людям, живо интересующимся достижениями современной науки. Фреска легко «читается» при всей своей насыщенности. Эрни использует также своего рода «цитаты»: тут и наскальные изображения палеолита, и греческая вазопись, и рельефы Древнего Египта — целая антология изображений труда в мировом искусстве. С их помощью достигается ощущение непрерывности развития человечества, единства его судьбы, в которой неразрывно связаны прошлое и будущее. «Будущее мира непонятно изолированному человеку, но оно ясно творящей личности, находящейся в великом человеческом обществе» — таково убеждение Эрни, и в соответствии с этим убеждением он развертывает перед зрителем колоссальную панораму коллективного разума, где творческая воля великих умов накрепко спаяна с трудом безвестных умельцев древности. Композиция фрески проста и оригинальна. Фигуры великих мыслителей (среди которых и Эйнштейн, и Христос, и Будда) даны крупным планом, подчеркнуто осязаемо, материально. Затем изображение как бы отступает вглубь, становится более плоскостным, легким, и совсем призрачными кажутся выполненные в технике сграффито фигуры, напоминающие о доисторических временах, о детстве человечества. Таким образом, традиционная перспектива заменяется перспективой, так сказать, исторической. Фреска не нарушает плоскости стены, но и не превращается в плоскостный орнамент — ее структура логически вытекает из ее идейного содержания. Новый (а подчас и очень смелый) формальный прием для Эрни не самоцель, а естественное следствие тех новых идейно-образных и общественных задач, которые он ставит перед своим искусством. Творчество Эрни — пример социально ответственного искусства. Оно органически связано с общественной деятельностью художника, лауреата Международной премии мира, с его прогрессивными убеждениями. Поэтому в его творчестве такое большое место занимают жанры открыто агитационные: плакат (например, знаменитый плакат общества «Швейцария—СССР»), иллюстрация к массовым книгам социологического характера («Человек и стихия» М. Ильина, «Труд человека в течение веков» Ч. Каневашини) и др. и даже учебные пособия для народных школ — красочные картинки, по которым дети знакомятся с устройством электростанции или конструкцией самолета. Может быть, в лаконизме и ясности подобных произведений, в пристрастии художника к четкости рисунка сквозят воспоминания его юности, когда семнадцатилетний сын пароходного машиниста работал чертежником в строительном управлении. А может быть, своеобразие его творчества связано с его постоянным интересом к прикладному искусству, к дизайну, который он изучал в 20-е годы в Люцерне и в Берлине. Вернее же сказать, что все эти профессиональные навыки послужили ему лишь подспорьем в главной цели его искусства — в художественном осмыслении достижений современной науки, в эстетическом освоении практического опыта человечества.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.