Бывают художники, произведения которых по прошествии нескольких столетий опровергают многие устоявшиеся представления о развитии искусства. Редко современники и последователи замечают в творчестве этих художников те черты, которые будут оценены впоследствии как самые революционные и передовые. К таким мастерам принадлежит и живописец Антонелло да Мессина. Вплоть до XX века историки искусства придерживались определенной точки зрения на эпоху Возрождения. Считалось, что Италия была ведущим и главнейшим центром искусства, а все остальные страны Европы стремились лишь подражать ей. Теперь стало очевидным, что итальянское искусство не только оказывало влияние на художников других стран, но и само было не свободно от воздействия художественных идей других наций. Подтверждением этому служит творчество Антонелло да Мессины. Он родился в семье скульптора в Мессине. Там он жил и работал, но духовно всегда был связан с Венецией, с ее искусством. Поэтому его произведения относят к венецианской школе живописи. Антонелло учился в Неаполе у живописца Колантонио. Этот факт, ставший известным сравнительно недавно, объясняет пути приобщения художника к достижениям нидерландских мастеров. Поскольку Неаполь, долгое время бывший яблоком раздора между Испанией и Францией, был наводнен людьми самых разных национальностей, то и его художественная атмосфера оказалась чрезвычайно своеобразной. Тут была в ходу не только итальянская, но и северная, то есть нидерландская манера живописи. С этой манерой, казалось бы, столь чуждой итальянцам, и познакомился Антонелло да Мессина. И не только познакомился, но глубоко проникся ею. Известно, что итальянские художники писали свои картины темперой. А техника масляной живописи была изобретена на севере Европы, в Нидерландах. Именно ее прежде всего и заимствовал Антонелло. Он овладел всеми тонкостями письма маслом и быстро достиг большого мастерства. Об успехах Антонелло свидетельствуют уже его ранние произведения («Распятие», Бухарест, и «Св. Иероним», Лондон). Они написаны маслом, но в отличие от нидерландских картин с их сплавленной красочной поверхностью сделаны в легкой, почти эскизной манере. Образы человека и природы тоже напоминают нидерландскую живопись. Молодого Антонелло еще нельзя назвать антропоцентристом, то есть воспринимающим человека как Центр всего мироздания. Люди для художника — всего лишь части огромного организма вселенной, состоящей из бесконечного количества малых величин. Поэтому фигуры поглощены пейзажем или же архитектурным окружением. К зрелому периоду творчества Антонелло да Мессина подходит в состоянии некоторой внутренней неуравновешенности. Тяга к гуманистическим идеям и противоположная им склонность к мистическому восприятию жизни, навеянная художнику искусством северной Европы, борются в его душе. Постепенно национальная принадлежность берет свое: гуманистические взгляды побеждают. Но творчество мастера остается полным противоречий и сомнений. В зрелых произведениях Антонелло человек занимает центральное место. Меняется и формальный строй картин: происходит укрупнение форм, нарастают монументальные тенденции. Все больше внимания художник начинает уделять пластическому началу в своих картинах. Все это воплощено в алтарном образе «Св. Себастьян» (Дрезден) — одном из лучших произведений мастера. Эта картина задумывалась как левая створка алтаря, посвященного святому Роху. К сожалению, сохранилась только доска с изображением Себастьяна. Но даже отделенная от алтаря, она воспринимается как самостоятельное станковое произведение. Можно сразу отметить, что Антонелло не прошел мимо опыта Мантеньи и Пьеро делла Франческа. В архитектуре, в построении пространства и перспективы — везде как бы живет пафос нового искусства, созданного итальянцами. А центр этого гениального построенного мира — человек. Образ Себастьяна, ставший символом победы человека над смертью, как бы иллюстрирует слова известного ренессансного философа XV века Пико делла Мирандола, обращенные к человеку: «Посреди мира поставили мы тебя, дабы легче тебе было проникнуть взором во все окружающее. Мы сделали тебя существом ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты был сам себе свободным ваятелем и чтобы ты мог облечь себя в любую форму, которую изберешь. Ты можешь впасть в животное состояние, но можешь подняться, исходя из разумения души, до степени существа богоподобного». И хотя Антонелло отдает дань нидерландской любви к деталям и бытовым подробностям (изображения спящего воина, беседующих на балконе парочек), картина по сути остается «гуманистической», проникнутой духом эллинства. Портретное творчество Антонелло да Мессина в большей степени основывается на нидерландских образцах. Его герои не только по манере изображения, но и чертами лица напоминают модели Рогира ван дер Вейдена и Петруса Кристуса. Однако художник не слепо следует образцам, а творчески их перерабатывает. Поэтому, по словам В. Н. Лазарева, «его портреты выделяются гораздо более земным, жизнеутверждающим характером, они намного демократичнее по своему общему духу, им присуща не свойственная нидерландским картинам монументальность». Но и здесь Антонелло осуществляет столь необходимую для итальянского искусства живую связь с Нидерландами. У нидерландских художников Антонелло учился внимательному и мудрому созерцанию окружающего мира, пристальному отношению к личности человека, его эмоциям и переживаниям. А благодаря Антонелло этому учились и другие итальянские мастера, создавшие, не без помощи нидерландцев, великие произведения искусства.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.