В искусстве Тосканы и Венеции к середине XV столетия ренессансные формы завоевали себе прочные позиции. По-другому ситуация сложилась в это время на севере Италии — в маленьких герцогствах Ферраре, Павии и других. Укоренившиеся там сильные готические традиции препятствовали проникновению влияния классического наследия античности на местное искусство, что породило в этих районах Италии своеобразный вариант Ренессанса. В придворной культуре, пронизанной средневековыми рыцарскими идеалами, нашли себе место и ренессансные традиции. Герцоги приглашали к своему двору ученых-гуманистов, знатоков античной философии и древней литературы. Многие художники тоже приезжали на службу к герцогам. Они привозили порой самые разнообразные художественные методы и стили. В Ферраре работали Пьеро делла Франческа из Флоренции и Рогир ван дер Вейден из Нидерландов, живописцы Вероны и художники школы Андреа Мантеньи. Так, соединив в себе самые разнообразные традиции, научившись масляной живописи, узнав перспективу, художники Феррары создали свою местную школу, которая достигла наиболее полного расцвета во второй половине XV века. Самым замечательным художником феррарской школы был Козимо Тура. С 1451 года он стал придворным художником феррарского герцога Борсо д'Эсте, но в 1486 году по неизвестным причинам его сменил Эрколе да Роберти, а через несколько лет Тура умер, всеми забытый, в нищете. Искусство Туры двойственно и противоречиво. Но в том наивном соединении противоборствующих начал, которое мы встречаем в его картинах, есть своя притягательность и особое очарование. Жесткая графическая стилизация, заставляющая вспомнить позднеготический натурализм, и ренессансная объемность форм, внутренняя напряженность каждого элемента композиции и гуманистическая усложненность сюжета различными аллегориями и символами, уводящими зрителя в мир мифологии и фантазии, духовность и материальность,— сочетаются в произведениях «художника Козимо» (так он подписывал свои картины). Все эти черты, пожалуй, наиболее полно воплотились в его мадоннах (картины в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в музее Коррер в Венеции, в Венецианской Академии и Лондонской Национальной галерее). Если обратиться к формальному анализу этих произведений, то мы отметим прежде всего резкость, напряженность и экспрессивность самой формы. Жесткие готические складки одежд, удлиненные пропорции тел, резко очерченные графичные черты лиц, а за всем этим — внутренний трагизм, страдание, драматическое напряжение. При всей духовной напряженности образа богоматери, пронизанного внутренним горением, фигура Марии в некоторых картинах Туры столь пластически реальна, что напоминает разные деревянные скульптуры поздней готики. Давно отмечено, что из всех религиозных сюжетов мастер выбирал наиболее трагические (распятие, оплакивание, сцены мученичеств). Для воплощения самого духа страдания в материальной форме более всего подходили художественные приемы готического искусства. Так готика становилась для Козимо живым художественным наследием. Одним из ренессансных проявлений в творчестве художника было его обращение к античной мифологии. Картин такого рода сохранилось немного. Одна из них — «Венера» (или «Примавера») в Национальной галерее в Лондоне. Некоторые ученые считают ее аллегорией одного из весенних месяцев. Объясняется это следующим образом. В начале XV века в Италии была широко распространена дидактическая поэма Манилия, в которой двенадцать олимпийских богов рассматривались как покровители двенадцати месяцев года. Козимо мог создать свою картину в виде иллюстрации к поэме, тем более, что в руке богини видна вишневая ветвь, символизирующая весну. Но этим не исчерпывается смысл произведения. Художник изображает богиню в виде своей современницы. В ее образе он воплощает идеал женской красоты, прекрасной и в то же время холодно-безразличной. Сидящую фигуру художник превращает в некую драгоценность. С ювелирной тонкостью он воспроизводит каждую деталь украшений ее одежды и трона. Тура, соприкасавшийся при дворе герцога д'Эсте с произведениями ювелирного искусства, со знанием дела украшает трон Венеры золотыми дельфинами с рубиновыми глазами. Чеканная ясность форм выдает руку большого мастера. Все противоречия, присущие творчеству Туры, вместе создают очень целостное явление искусства, в котором наивность сочетается со сложностью, реальность — с фантазией. «Выйдя из готической традиции, Тура никогда с нею не порывал,— писал В. Н. Лазарев.— Примкнув к ренессансному движению в Северной Италии, Козимо Тура выработал столь индивидуальный художественный язык, что его ни на кого не похожее, пронзительно-резкое искусство и поныне остается одной из самых тревожных и захватывающих страниц в истории многоликой художественной культуры кватроченто».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.