Сергей (Серго) Соломонович Кобуладзе родился в маленьком грузинском городе Ахалцихе. В 1918—1922 годах он занимался в школе рисования Н. В. Склифасовского и Б. Г. Шебуева в Тифлисе, из которой вышли многие художники, ставшие впоследствии известными мастерами грузинского искусства. В 1925—1930-х годах он студент Тифлисской Академии художеств,
где учится у Г. И. Габашвили, Е. А. Лансере, И. А. Шарлеманя. Эти знаменитые художники и талантливые педагоги дали Кобуладзе превосходные знания натуры, понимание ее выразительных возможностей, привили любовь и уважение к классическому наследию мирового искусства, помогли в совершенстве овладеть профессиональным мастерством и стать превосходным рисовальщиком. Кобуладзе всегда работает медленно и тщательно, долго вживается в материал, исполняет множество предварительных набросков и штудий, доводит до филигранной отточенности все детали рисунка. Этому ответственному и строгому отношению к себе, к своему труду он тоже научился у своих учителей. Для завершения художественного образования Кобуладзе, сразу же по окончании Академии, отправился в Москву и Ленинград, где он провел два года. Серьезное знакомство с музейными коллекциями этих городов оказало большое влияние на формирование его оригинальной исполнительской манеры. Кобуладзе широко известен прежде всего как выдающийся советский книжный иллюстратор и как театральный художник, сыгравший роль в формировании грузинского театрально-декорационного искусства. Его привлекают прежде всего большие, насыщенные мыслью и страстью монументальные произведения и спектакли, сложные характеры людей незаурядных, чьи дела, устремления, чувства и поступки не укладываются в рамки обыденного, привычного. Недаром лучшие произведения Кобуладзе — иллюстрации к трагедиям У. Шекспира («Антоний и Клеопатра», «Макбет», «Ричард III», 1934—1935, и «Король Лир», 1934—1935 и 1946), поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1937), «Слову о полку Игореве» («Битва с половцами», 1940; «Затмение солнца», 1946), декорации к опере «Сказание о Тариэле» Ш. Мшвелидзе (1946), балету «Раймонда» А. Глазунова (1945), портреты Ш. Руставели (1938), Данте (1944), У. Шекспира (1946). Иллюстрируя книги, Кобуладзе никогда не стремился следовать за всеми перипетиями литературного повествования, а обращается к его кульминационным моментам, к образам тех персонажей, в которых, как в фокусе, сосредоточиваются основные идейно-смысловые и эмоциональные конфликты действия. Следует отметить, что Кобуладзе прежде всего мастер страничной книжной иллюстрации, хотя его заставки, концовки и другие элементы книжного оформления исполнены мастерски, красивы и жизненно убедительны (заставки и концовки к роману «Юрий Боголюбский» Ш. Дадиани, 1960, поэмам «Цыганы» и «Полтава» А. С. Пушкина, 1953, к сборнику «Грузинские народные сказки», 1954). Именно страничные иллюстрации позволяют художнику полностью удовлетворить стремление к созданию монументализированных, героизированных образов. Все в них подчинено решению этой задачи: завершенность, даже внутренняя статичность композиционных построений, преобладание низких горизонтов, преувеличение масштабов фигур, обычно занимающих большую часть листа, обилие сложных драпировок, величие архитектурных фонов. Последовательный интерес к изображению крупных, порой противоречивых характеров соединяется в искусстве Кобуладзе с тяготением к достижению целостности, классической завершенности образно-пластического строя. Напряжение страсти, владеющей героями Кобуладзе, приводит к равновесию академически строгая, почти статуарная форма. По меткому определению одного из исследователей творчества Кобуладзе, представляется, что эти, напоминающие великолепные статуи фигуры, даже если они даны в бурном движении, «закованы» в классически цельный контур. Рисунок мастера всегда точен и абсолютно завершен. Объемы сильно и четко выявлены. Приверженность единой стилевой манере не делает работы художника монотонно-однообразными по настроению и формальному строю, но помогает ему сохранить и донести до нас свою точку зрения. Внутренне очень цельные циклы его рисунков не повторяют и даже не напоминают друг друга и в тех случаях, когда Кобуладзе дважды обращается к одному и тому же произведению. В 1934—1935 годах он создал патетически-страстный образ короля Лира средствами почти аскетически строгими, в иллюстрациях 1946 года Лир показан психологически более углубленно, во взаимоотношениях с другими персонажами. Театральным декорациям Кобуладзе также в высшей степени присуще качество монументальности. Они величественны и грандиозны. В них нет ничего лишнего, второстепенного, что могло бы увести внимание зрителя от того главного, что определяет характер содержания, настроение спектакля. Однако масштабность и красота пространственных решений приводили порой к тяжеловесной помпезности, которая вообще была распространена в театрально-декорационном искусстве 1940-х годов. Народный художник Грузинской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР Кобуладзе много сил отдает воспитанию молодых художников.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.