В 30-е — 40-е годы XIX века литография, игравшая до этого подсобную роль в качестве средства для печатания нот, модных картинок и т. п., внезапно становится одним из популярнейших видов графики. Три имени знаменуют этот великолепный расцвет — Домье, Гранвиль и Гаварни. В их творчестве литография поднялась до уровня большого искусства, с энтузиазмом принятого современниками и вызвавшего целую волну подражаний. Дело в том, что это тонкое и даже изысканное искусство было по сути своей массовым: литографии появлялись на страницах периодической печати, издавались отдельными выпусками-альбомами по подписке, служили книжными иллюстрациями. Их можно было найти в любом доме, а не только в кабинетах библиофилов, как гравюры-драгоценности и шедевры книжного искусства XVIII века. Теперь каждый мог стать обладателем шедевра — бархатистого, сочного оттиска, исполненного с блеском и, что немаловажно, с остроумием. Среди великих мастеров литографии середины XIX века Гаварни считается самым блестящим и самым поверхностным. Это не совсем справедливое мнение основано прежде всего на том круге тем, который избрал себе художник. Его излюбленные персонажи — это дамы полусвета («погибшие, но милые создания» — как назвал их позднее русский последователь Гаварни Лебедев), молодые люди, ищущие развлечений, лихие завсегдатаи маскарадов и только что вошедших в моду публичных балов. Однако вся эта легкомысленная публика изображена художником с немалой долей иронии, беспощадной наблюдательностью и даже с некоторым сарказмом; мир развлечений предстает у Гаварни отнюдь не в идеальном виде — в нем кипят те же мелкие страстишки, что и в прозаических буднях. Художник лишает «сладкую жизнь» всякого размаха, всякого полета фантазии — в театре он предпочитает кулисы блеску сцены, а в сценах из жизни богемы чаще подчеркивает незадачливость персонажей, чем их счастливую беззаботность («Первое лечение» из серии «Парижские студенты»). В 40-е годы XIX века вошли в моду так называемые «физиологические очерки» — описания социальных типов, составленные как некие естественно-исторические описания каких-нибудь диковинных животных. Такими «физиологиями», только в графической форме, и были серии литографий Гаварни. Гийом Сюльпис Шевалье, позднее принявший имя Поля Гаварни, родился в семье мелкого землевладельца. Семья была не чужда искусству (брат его матери был довольно известным в свое время карикатуристом), однако мальчика отдали в ученики механика, и только в двадцатилетнем возрасте он впервые начал заниматься искусством. В мастерской Ж. Адама он приобрел знания в технике гравюры и литографии. Постепенно стали появляться заказы — сначала на графику технического характера, а потом и на художественную. Первая серия Гаварни «Физиономии парижского населения» появилась в 1835 году и была отмечена одобрительной статьей Бальзака. Перед Гаварни открылась широкая дорога — его литографии начали появляться в «Шаривари» рядом с карикатурами Домье, в «Фигаро», в новом издании «Карикатюр», лишившемся, однако, своего политического характера, и в других периодических изданиях. В период 1837—1847 годов созданы наиболее эффектные и знаменитые серии Гаварни — «Почтовый ящик», «Актрисы», «Художники», «Жизнь молодого человека», «Кулисы», «Лоретки», «Деньги», «Париж вечером» и многие другие. В них художник выступает как зрелый мастер, полностью владеющий всеми секретами литографского мастерства. Его литографии отличаются какой-то особой элегантностью рисунка, щегольством линии, серебристым тоном, мягко контрастирующим с черным бархатистым пятном. Именно эти серии принесли ему славу одного из лучших рисовальщиков Франции. В 1847 году в творчестве Гаварни произошел резкий перелом. Поездка в Лондон, первоначально рассчитанная на несколько месяцев, а затянувшаяся на четыре года, изменила самую суть характера художника. Он вернулся из Англии другим человеком — более желчным, скептически настроенным. Его огромная серия начала 50-х годов «Маски и лица» (329 литографий) резко отличается от более ранних работ и по манере, и по содержанию. Рисунки стали более строгими, суровыми, среди них все чаще стали попадаться картины нищеты, страдания, людского убожества. Гаварни ввел в эту серию образ Фомы Правдослова — нищего бродяги-философа. Горькие сентенции этого современного Диогена выражают точку зрения самого художника. Скитаясь по свету, Фома наблюдает житейскую суету, не удивляется ни добру, ни злу и скептически относится ко всем людским порывам. В нем причудливо сплелись трезвая народная мудрость и романтическая разочарованность, мизантропия и здравый смысл — это фигура странная и почти трагическая. В 1857—1858 годах выходит продолжение «Масок и лиц» — серии «То тут, то там» и «Парижские физиономии», а в 1858 году прекрасная серия «С натуры» с текстами различных известных писателей, в том числе братьев Гонкуров. После этого Гаварни, бывший на вершине славы, неожиданно прекратил работать. Последние 8 лет жизни он прожил как частное лицо, ни разу не выступив в печати со столь прославившими его ранее литографиями.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.