В 1941 году Вирсаладзе, молодой, но уже пользовавшийся известностью театральный художник, позировал для портрета грузинской художнице Елене Ахвледиани. На стене, служившей фоном она изобразила старинную картину — это была мадонна с младенцем, придавшая всей атмосфере оттенок музейности и таинственности, поддержанный мягким голубым колоритом портрета. Ахвледиани тонко и точно выразила особенности художественного мира своего коллеги, которого уже тогда можно было считать романтиком. Вирсаладзе ни на кого не похож. Он — извечный артист, наслаждающийся самим процессом творчества, верящий в животворящую силу традиции. Но «традиционалист» Вирсаладзе между тем один из самых живых и чутких мастеров в истории советского декорационного искусства, ярко и дерзко утверждающий свои принципы. Можно говорить о том, что именно Вирсаладзе, этот мягкий, глубоко лиричный в своей основе мастер, решительно обновил все принципы оформления музыкального спектакля. Симон (Сулико) Багратович Вирсаладзе начинал учебу в родном Тбилиси у опытного академического рисовальщика И. Шарлеманя, прошел в Москве школу Вхутеина, где И. Рабинович вселил в него веру в то, что декорация — прекрасное и таинственное искусство, которому стоит посвятить всю жизнь. В Ленинграде, в Академии художеств, в мастерской М. Бобышова он соприкоснулся с мирискусническим пониманием сцены как «пира для глаза». И, конечно, говоря о том, чтб формировало искусство Вирсаладзе, нельзя забыть о фольклоре, о природе и архитектуре, о музыке Грузии. Вирсаладзе работал и в Грузии, и в Ленинграде, и в Москве. Каждая из сложившихся там художественных школ имеет свои «права» на него, но сила и обаяние его творчества именно в органичном синтезе различных художественных традиций и создании на этой основе искусства глубоко личного, ярко индивидуального. «Сердце гор» (1936), «Каменный цветок» (1957), «Отелло» (1957), «Легенда о любви» (1961), «Спартак» (1968), «Спящая красавица» (1973) — сравнивая работы мастера, исполненные в разные годы, мы видим, что он не спешил за модой, не менял опрометчиво направленности своего искусства. Вирсаладзе всегда оставался собой. И вместе с тем каждый из его «главных» спектаклей становился новым событием. «Открытия» Вирсаладзе всегда, вроде бы, чрезвычайно просты, но они всегда и необходимы для того, чтобы декорация оставалась искусством, а не превращалась бы в механическое ремесло. Вот он во второй половине 1930-х годов, когда многих всерьез волновали проблемы драматургии, верности жизненной правде в балете, утверждает силу цвета как эмоциональное начало спектакля. Вот художник, когда еще на сцене музыкальных театров привычнее красивая и репрезентативная пышность архитектурных построений, освобождает в балете С. Прокофьева «Каменный цветок» планшет сцены от всех деталей и предлагает свободное пространство для танца. Кажется, вещи само собой разумеющиеся, но для того, чтобы они стали такими всегда, необходимы большие усилия. Вирсаладзе по складу своего таланта, конечно, поэт-живописец. К спектаклю он готовится тщательно, продуманно. Его историко-культурной эрудиции по многим вопросам музыки, театра и изобразительного искусства может позавидовать профессиональный историк. Но весь этот солидный багаж знаний, так же как и впечатления от многих путешествий, лишь материал для художественной фантазии. Вирсаладзе не мастер жизненных частностей. Радость в работе для него начинается с чувства поэзии общего замысла. Для себя Вирсаладзе как бы формулирует единую художественную метафору спектакля. В «Каменном цветке» это была сказочная шкатулка. В «Легенде о любви» — древняя книга, со «страниц» которой сходят герои старинного предания. Но художник вовсе не стремится к конкретизации символики, чтобы зритель сразу разгадал его замысел. Литературная определенность чужда его мышлению. Общее получает на протяжении всего спектакля конкретную пластическую разработку. Бытовые реалии могут возникать в те или иные моменты действия лишь как некоторое уточнение или развитие смысла поэтической метафоры, но не сами по себе. Вирсаладзе чувствует строй музыки, балет как бы изнутри, поэтому он не стремится к дублированию ее звучания, не повторяет хода мышления балетмейстера. Рядом с музыкой, пластикой балета как такового он развивает свою пластическую тему. Как живописец, кладя мазок за мазком, вызывает из небытия на «пустом» холсте картину, так и Вирсаладзе из тонкостей сопоставления цвета, материала создает постоянно изменяющуюся, «дышащую» сценическую среду. Декорация Вирсаладзе — это цвет, сделавшийся «эмоциональным воздухом» сцены. Его построения обычно просты, он не любит нагромождения деталей, головокружительных ракурсов. Художник нечасто прибегает к открытому, интенсивному цвету, не акцентирует декоративность целого. Ощущение воздушности, легкости, загадочности обычно в его декорациях. Они притягивают зрителя своей сдержанной, строгой и очень тонкой, в высшей степени благородной красотой. Любой эскиз Вирсаладзе — это настоящая живопись, нежная и сложная. Этому не мешает практическое предназначение эскизов для воплощения в декорациях. Мастер чувствует ритм жизни спектакля, в каждом его костюме учтены не только законы гармонии живописи декораций и цвета костюма, но и неповторимость движения актера, его характерность.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.