С именем Вадима Дмитриевича Фалилеева в русской графике связывается прежде всего великолепное развитие всех возможностей цветной и черно-белой гравюры на линолеуме. Одним из первых заинтересовавшись этой техникой, Фалилеев сумел в своих гравюрах убедительно передать красочное богатство природы в ее острых и необычных состояниях: кровавые закаты, величественные радуги, пылающий под солнцем снег и т. д. Черно-белые гравюры мастера впечатляют лаконичностью и красотой черных пятен, создающих изображение на белом листе бумаги. Фалилеев родился в Пензенской губернии. Сколько он себя помнил, он всегда что-то рисовал, лепил, резал. Несколько учебных заведений сменил юноша: в Петербурге начал заниматься в Тенишевском училище, затем в киевской Школе живописи, а в 1903 году одним из первых прошел по конкурсу в петербургскую Академию художеств. События 1905 года прервали занятия, и Фалилеев уехал к родным, на Волгу. Здесь, по его собственному признанию, на него сильное впечатление произвели репродукционные гравюры в журналах «Всемирная иллюстрация», «Нива» и др. Тонкость и филигранность этих гравюр казались Фалилееву недоступными, но работы известного бельгийского графика Валлотона — с их обобщенными пятнами черного и белого — вдохновили его на попытку добиться такого же художественного результата. Фалилеев самозабвенно отдался гравированию. Он начал нарезать доски, приготовленные собственноручно, инструментами, сделанными из сломанной косы. Фалилеев обнаружил в гравировании то соединение художества и ремесла, к которому его тянуло с детства. Возвратившись в Петербург, он тотчас стал учеником маститого русского гравера В. В. Матэ. В первый же день занятий ученик создал гравюру, которая сделала бы честь и опытному художнику. Это было изображение едущих гуськом лошадей. Фалилеев до конца своих дней сохранял к нему любовь. В 1908 году художник впервые попадает за границу. Он постигает искусство старых мастеров в Италии, Франции, Германии. Его пристальное внимание привлекают работы старых мастеров гравюры, особенно итальянцев XVI века, создавших великолепные цветные листы с тонко сгармонированными красочными отношениями. По возвращении художник продолжает занятия в классе В. Матэ. По условиям Академии, художники, кончающие курс в графических мастерских, должны были представить листы, репродуцирующие произведения искусства. Фалилеев, который до тех пор не копировал, вынужден был заняться этим. Представив на академический конкурс репродукционные гравюры произведений Пуссена и Рафаэля, он завоевал право на заграничную командировку. 1911 — 1912 годы Фалилеев проводит в Италии. Там он создает одни из самых значительных своих листов, передающих впечатления от Италии и жизни на Капри («Улица на Капри ночью», «Виноград», «Старые ворота на Капри» и т. д.). В 1913—1916 годах Фалилеев вместе с семьей жил в деревне. Здесь он снова возвратился к серии, начатой еще в 1909 году. Величавые эпические волжские пейзажи воссоздаются им в офортах и в цветных линогравюрах. В 1916 году Фалилеев переезжает в Москву. Темами его гравюр, помимо пейзажей, становятся архитектурные достопримечательности. Но не только памятники древности привлекают внимание художника. Он создает своеобразную художественную летопись строительства Казанского вокзала в Москве, возводимого архитектором А. В. Щусевым. Обнаженные конструкции этого здания на офортах и линогравюрах Фалилеева заставляют вспомнить и древние римские постройки и сооружения, запечатленные на листах Пиранези («Башня Казанского вокзала в Москве», «Дебаркадер», «На лесах» и пр.). После революции Фалилеев с увлечением отдался преподаванию. Художник считал, «что все, что мы собирали из знания, что есть в нас культурного, мы должны отдать тем, кто имеет в этом нужду». Фалилеев с осени 1918 года был избран профессором графики в Государственные свободные художественные мастерские и в Строгановское училище, в 1920—1921 годах он был деканом графического факультета Вхутемаса. В трудные 20-е годы квартира Фалилеевых в Москве на Якиманке (жена Вадима Дмитриевича также была художницей) являлась своеобразным художественным центром. Не только известных и начинающих графиков, но и живописцев, поэтов, писателей можно было встретить на знаменитых фалилеевских «средах». В послереволюционные годы Фалилеев начал заниматься литографией, которую он считал наиболее подходящей техникой для широкого распространения в массах настоящих произведений искусства. Литографированные рисунки и портреты Фалилеева отличаются живописностью, мягкостью тональных переходов. К особенным удачам художника можно отнести портрет Ф. М. Достоевского (1921). Фалилеев создал много работ в так называемой технике силуэта, где изображение создается вырезанным. Силуэтные листы Фалилеева обнаруживают в нем точного и умелого рисовальщика, выразительным пятном-силуэтом умеющего охарактеризовать того или иного человека, живо воссоздать сценку, создать семейный портрет. В 1924 году Фалилеев уехал из Советского Союза, но до конца своих дней художник сохранял советское гражданство.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.