XVI столетие недаром называют «золотым пеком» венецианской живописи. Искусство Веронезе, Тициана и Тинторетто определило основные этапы ее развития, этапы поисков, совершенствования, обновления старого, появления нового. Тинторетто был последним из венецианских титанов. Он как бы завершил период Ренессанса в Венеции и открыл пути в новое искусство, предвосхитив этим великих реалистов XVII столетия. Не был чужд Тинторетто и религиозно-мистическим исканиям того времени, что с особой силой отразилось и его поздних произведениях.
Настоящее имя Тинторетто — Якопо Робусти. Он родился в семье венецианского красильщика шелка (отсюда и прозвище— Тинторетто, это значит «маленький красильщик»). Всю свою жизнь художник прожил в Венеции. Еще с детства он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих скромных опытов. Полюбив живопись, Тинторетто всю жизнь служил ей бескорыстно.
Одно из ранних произведений Тинторетто, которое принесло ему успех, картина «Чудо св. Марка», написанная в 1548 году Работа Тинторетто над этим полотном проходила под девизом, который он сам сформулировал: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Художник хотел соединить в своем искусстве достижения этих двух великих мастеров. И в самом деле, в «Чуде св. Марка» венецианский колорит, построенный на противопоставлении глубоких тонов переднего плана и нейтральных — фона, соединился с микелаиджеловской любовью к движению, к пластике. Вообще Тинторетто в ранний период своего творчества испытал влияние многих итальянских художников, например Пармиджанино, Бордоне, Скьявоне. Но все чужие влияния так неразрывно слиты великим венецианцем в единый стиль, что мы не можем обвинить художника в прямом подражании.
В ранних произведениях Тинторетто есть и подробный жанровый рассказ, и сказочность, и даже некоторая фантастичность, но все это сочетается с торжественностью и репрезентативностью картины в целом. В это время складываются специфические приемы Тинторетто. В живописной системе — это сочетание яркого декоративного узора и сдержанного общего колорита. В композиции — выверенность положения каждой фигуры, уравновешенность поз и движений.
В 1560-е годы наступает период зрелости художника. После некоторого перерыва в живописных исканиях Тинторетто опять возвращается к традициям венецианских колористов. Одно из лучших произведений этого времени «Тайная вечеря» в церкви Сан Тровазо в Венеции. Таинственный свет, пронизывающий всю картину, исходит не из определенного источника, а как бы изнутри предметов и людей; это чудесное сияние, а не реальное освещение. Такому фантастическому сиянию соответствует и вся композиция картины. Стол, помещенный под углом к зрителю, динамически прорезает пространство изображенной залы. Апостолы сидят вокруг стола в напряженных позах: одни скрыты в тени, другие повернулись к зрителю спиной. Художник изобразил этих людей в момент высшего душевного напряжения, предельного накала чувств. Негодование, удивление, растерянность и даже испуг написаны на их лицах, так как именно в этот момент Христос возвещает о грядущем предательстве одного из них.
Если отвлечься от сюжета и взглянуть на картину как на бытовую сцену, мы увидим лица и фигуры простых людей из народа, их скромный быт подробно описанный художником, которому близка и понятна эта простая жизнь. Действительно, Тинторетто всю жизнь был скромным тружеником и мало пользовался своей славой. Демократизм Тинторетто, с такой силой проявившийся особенно в 60-е годы, был чужд искусству Высокого Возрождения и ознаменовал собой начало новой эры в искусстве: реализма Рембрандта и Веласкеса. К последним десятилетиям жизни Тинторетто, к периоду наивысшего творческого взлета относится его главная работа — несколько десятков огромных панно для общества св. Роха. В этих работах нашло свое воплощение страстное стремление художника к космическому, вдохновившее многих его современников. Джордано Бруно писал в это время:
Смело стремись в отдаленные сферы природы,
Ибо вблизи божества ты запылаешь огнем.
Однако в картинах для общины св. Роха воплощена не только вдохновенная мечта о космическом, в них чувствуется горечь, которую вызывает у художника современная ему действительность. Цикл этих картин больше всего поражает полнотой охвата реальности. Есть здесь и изображение человеческой толпы, появляющейся в виде белых теней на темном фоне неба («Крещение»). Есть и обращение к крестьянской жизни, воспроизведение простого сельского быта («Поклонение пастухов»). Есть и замечательные пейзажи, полные мистического и таинственного ощущения природы («Бегство в Египет»). В этом отношении особенно впечатляет картина «Мария Египетская», где сам пейзаж пронизан светом и построен на контрасте светлого и темного. У зрителей возникает ощущение нереальности, призрачности природы, персонажи похожи на таинственные тени, во сне привидевшиеся мастеру.
В последний год жизни Тинторетто создает две огромные картины для алтаря церкви Сан Джорджо Маджоре в Венеции: «Тайная вечеря» и «Сбор манны». Чувства, переживаемые героями «Тайной вечери», находят почти осязаемое воплощение в живописи художника, прежде всего благодаря великолепному изображению света. Вопреки несколько застылым движениям персонажей и статичности композиции и картине господствует атмосфера тревоги, напряжения, трагедийности.
Позднее творчество Тинторетто очень противоречиво. В нем есть глубокая правдивость, какими-то сторонами оно близко жизни. В то же время, прославляя героический и возвышенный идеал, художник часто уводит зрителя в отвлеченный нереальный мир. Несмотря на эту двойственность, искусство Тинторетто прекрасно и неповторимо.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.