У многих людей понятие «армянская живопись» вызывает в памяти праздничную красочность картин М. Сарьяна. Но в армянской живописи существовали и существуют и совершенно иные тенденции, есть и другие значительные мастера, творчество которых получило широкое и заслуженное признание. Среди них и Седрак Аракелович Аракелян, своим творчеством во многом способствовавший утверждению современной темы в армянском советском искусстве.
Аракелян родился в Армении, в селе Джагры. В 1904 году он начал учиться в Тифлисской школе живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств. Среди его учителей был и крупный мастер армянской реалистической живописи Е. О. Татевосян. В 1908 году Аракелян в Москве. Он — студент Училища живописи, ваяния, зодчества. Молодой армянский художник остался многим обязан своим педагогам, замечательным русским мастерам К. Коровину, А. Архипову, А. Васнецову. Здесь, в Москве, Аракелян начал регулярно показывать свои произведения на выставках. Здесь определились и его вкусы и привязанности в искусстве. Его интересовали искания импрессионистов, он стремился к эмоциональному, непосредственному выражению своих впечатлений от натуры. Но он высоко ставил и психологичность и умение добиться жизненной правдивости, характерные для реалистической живописи XIX столетия. На выставках Московского товарищества художников, на выставках передвижников Аракелян экспонировал южные пейзажи и бесхитростные жанровые сценки. Художник стремился донести до зрителя живое ощущение красоты природы, показать особый строй и уклад жизни в Армении.
Его произведения были с сочувствием встречены коллегами и критикой, интересовавшейся судьбами реалистического искусства. Жизнь в Москве, бывшей центром самых различных живописных исканий, способствовала быстрому росту мастерства художника. И в то же время надо отметить самостоятельность позиции Аракеляна, не следовавшего эклектически всему, что появлялось на выставках тогда, твердо решившему посвятить свое творчество изображению жизни родного народа.
В годы гражданской войны художник оставляет Москву и возвращается на Кавказ. Он неустанно рисует карикатуры, агитплакаты для «АрмКавроста». После окончания гражданской войны Аракелян выступает как один из активных участников и организаторов художественной жизни Советской Армении. В 1924 году его работы демонстрируются на венецианской Биеннале. Не порывает он и прежних связей с московской художественной жизнью. Среди картин этого периода выделяется полотно «Сушат пшеницу», в котором сочетается точная, почти документальная обрисовка облика и характера героев с поэтичностью отношения к миру.
Аракеляна постоянно привлекало то новое, что быстро входило в жизнь древней земли. Им написана одна из первых картин о социалистическом строительстве в Армении «Артик-Туф» (1930), целый ряд полотен, посвященных коллективизации сельского хозяйства. В живописи Аракеляна оживают острые социальные конфликты. Она нередко становится почти агитационно-плакатной по своей направленности («Долой чадру!», 1930).
Аракелян очень чутко ощущал жизнь природы («Осень в Эривани»), обращался к портрету и все-таки главную свою задачу видел в создании современной тематической картины. Его полотна «Севанские рыбаки» (1935) и особенно «Культуру в горы» (1936) стали заметным явлением в армянской живописи 1930-х годов. В некоторых из его произведений сюжет понимается иногда слишком внешне, как описание и иллюстрация, но лучшие работы привлекают искренностью, оптимистическим восприятием
действительности. В конце 1930-х годов Аракелян обращается и к исторической живописи («Бой Давида Сасунского с Мера Меликом», 1937), создает произведения на историко-революционную тему. Последней картиной художника стало полотно «Потопление фашистского транспорта» (1941—1942). Начиная с 1921 года Аракелян преподавал в Ереванском художественном техникуме и многие из известных ныне мастеров армянской живописи считают себя его учениками.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.