В конце прошлого века группа художественной интеллигенции, стремившаяся противопоставить свои эстетические идеалы «антихудожественности» окружающего мира, организовала редакцию журнала «Мир искусства» (1898— 1904) и ядро выставочного общества того же наименования. По своему составу и творческим установкам «Мир искусства», ставший, наряду с «Союзом русских художников», наиболее влиятельным объединением, не являлся однородным. Для типичных «мирискусников» было характерно стремление поднять интерес к вопросам формы и мастерства, но в то же время отрицание необходимости социальной направленности искусства, утверждение идеи «свободного», «чистого» искусства. Общей чертой большинства «мирискусников» был ретроспективизм, уход от современности в прошлое. Но вместе с этим они стремились укреплять контакты с западноевропейскими художниками новейшего направления. Так, например, на «Выставке картин журнала «Мир искусства» наряду с произведениями русских художников экспонировались произведения Дега, К. Моне, Пюви де Шаванна, Уистлера и многих других. Ценнейшей стороной собственно творческой деятельности «мирискусников» была работа в области книжной иллюстрации и театрально-декорационного искусства. Специфика «мирискусничества» отчетливо проявилась в творчестве Льва Самойловича Бакста (Розенберга).
Уроженец Гродно Бакст получил профессиональное образование сначала в петербургской Академии художеств, которую не закончил, а затем в Париже. Вернувшись в Россию Бакст стал одним из организаторов объединения «Мир искусства».
Будучи одним из оформителей журнала «Мир искусства», Бакст часто подражал в своих работах английскому рисовальщику О. Бердслею. Позднее Бакст участвовал в организации сатирического журнала «Жупел», а также альманаха «Факел», сотрудничал в журнале «Золотое руно», «Аполлон» и других.
В 1907 году Бакст вместе с художником В. А. Серовым совершил поездку в Грецию и был увлечен античностью. В книжной графике он создает в основном условные рисунки на темы, заимствованные из мира греческой архаики. Стремление к стилизации, манерности, изнеженности отчетливо сказалось в станковых живописных произведениях художника этой поры, таких, как «Элизиум» (1906), «Античный ужас» (1907).
Бакст выступал и как портретист. Он создал ряд очень интересных карандашных и живописных портретов своих современников (И. И. Левитана, М. А. Балакирева, М. Г. Савиной, С. П. Дягилева).
Однако творческая сущность художника наиболее ярко выразилась не в графике и живописи, а в его театрально-декорационных работах. Бакст еще в начале 1900-х годов оформил ряд спектаклей в Александринском театре Петеp6ypге (декорации и костюмы к трагедии «Ипполит» Еврипида, сезон 1902— 1903 гг. и др.). В 1909 году Бакст примкнул к балетной труппе Дягилева-одного из организаторов объединения «Мир искусства» и, переехав и Париж, всецело отдался работе в театре. В декорациях к спектаклям дягилевской антрепризы, которые пылились и триумф русского балетного и оперного искусства, дарование художника развернулось с большой силой. Им были оформлены «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского (1909), «Жар-птица» Стравинского (1910), «Нарцисс» Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912) и другие. Лучшие из его декораций отличались смелой композицией, яркой красочностью, чувством ритма. Бакст был также превосходным мастером сценического костюма. Он великолепно чувствовал и умел подчеркивать в костюмах, особенно для балетных постановок («Пери» П. Дюка, 1911) пластику движения, связь со сценическим образом. Свойственные Баксту ретроспективизм и стилизаторство ограничивали его творчество, но высокая культура и мастерство художника, стремление к целостности общего замысла спектакля сыграли положительную роль в реформе оперно-балетного декорационного искусства не только в России, но и за рубежом. Имя Бакста получило мировую известность.
Последние годы жизни художник работал в театрах Брюсселя, Рима, Нью-Йорка, Парижа, Лондона.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.