Выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, проведенная в Москве и в Ленинграде в 1965 году, как бы заново открыла для широких кругов зрителей творчество этого мастера. Сильно и уверенно заявившая о себе на выставках предреволюционных лет, Серебрякова начиная с 1920-х годов, жила во Франции, и поэтому ее работы были мало известны, а о прежних произведениях вспоминали лишь немногие специалисты. А между тем, как показало «второе открытие» художницы, это крупный и своеобразный мастер, внесший весомый вклад в развитие русского изобразительного искусства.
Серебрякова выросла в семье, сыгравшей выдающуюся роль в истории русской культуры. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, ее брат Е. Е. Лансере стал известным графиком и монументалистом. Мать — приходилась родной сестрой А. Н. Бенуа, и будущая художница часто проводила время в доме своего деда, архитектора Н. Л. Бенуа. Семнадцатилетняя Серебрякова впервые пришла на занятия в школу-мастерскую М. К. Тенишевой, там преподавал Репин. Затем она посещала мастерскую О. Э. Браза (1903—1905). И, конечно, великолепной школой было изучение старых мастеров в Эрмитаже. В Париже, в 1905 году Серебрякова работала в мастерских Доше и Симона...
Художница жила как бы чуть отстранясь от опоров и треволнений современной художественной жизни, замкнувшись в кругу семьи. Но работала она постоянно и целеустремленно. Дебют ее на выставках состоялся в 1909 году, а уже на следующий год на выставке «Союза русских художников» ее композиция «За туалетом. Автопортрет» вызвала всеобщее восхищение. И дело было не только в бесспорном мастерстве, с каким художница написала зеркало, все аксессуары, фигуру в сложном повороте, а в поэтичности (Произведения, в чистоте душевных помыслов. Следующих работ Серебряковой ожидали с нетерпением.
Начинается лучшая пора в ее творческой жизни. Она пишет этюды в Крыму и в Царском Селе, в Италии, Швейцарии. Одна за другой появляются ее картины. В полотне «В бане» (1913) она прекрасно написала обнаженную натуру. Здесь уже очевидно и чувство монументальности, присущее таланту художницы. Она уверенно строит сложнейшую композицию, пишет ясно, четко, как будто училась у Энгра, а не живет в XX веке. Картина «За завтраком» (1914) как бы продолжает линию, начатую в «Автопортрете». Здесь та же кристальная чистота внутренних отношений, душевность. Темы такого рода — не открытие Серебяковой. Они неоднократно варьировались живописцами, рассчитывавшими на умиление обывателя, и были скомпрометированы в художественных кругах как сентиментальные и мещанские. Но Серебрякова сумела рассказать о семье удивительно искренне и поэтично.
«Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917), возможно, наиболее зрелые вещи Серебряковой. В них она как бы возобновляет прерванную традицию живописи Венецианова. В этих картинах есть ощущение красоты и силы народа, мощь фрески. Классическая традиция в них живет как сегодняшнее, отнюдь не музейное отношение к миру. Это — одни из наиболее значительных произведений в русском искусстве первых десятилетий нашего столетия. Они стоят рядом с картинами о женщине-крестьянке К. Петрова-Водкина.
В первые послереволюционные годы Серебрякова живет в Харькове. Она работает в музее университета, но не бросает рисовать и писать. Из произведений харьковского периода выделяется ее картина «Карточный домик» (1919). В 1921 году Серебрякова снова в Петрограде. Она пишет натюрморты, портреты, создает графическую серию о балете Мариинского театра. Вслед за Дега Серебрякова знакомит нас не только с праздничной, внешней стороной жизни балета, но и с ее буднями. В графических композициях художницы в то же время подчеркивается красота этой будничной жизни.
В августе 1924 года художница едет в Париж, собираясь поработать там некоторое время. Но судьба сложилась так, что больше ей не довелось увидеть родину. Во Франции Серебрякова жила скромно. Отдельные ее работы, появлявшиеся на выставках эпизодически, случайно, не замечались критикой. Она продолжала работать по-своему, не поддаваясь искушениям модных течений в искусстве. Ее, художника классической традиции, они не интересовали.
Работы Серебряковой зарубежного периода менее значительны, чем ее же произведения 1910-х годов. Но все ж и в эти годы ею создано немало интересного. Она писала крестьян бретонцев, марокканских кочевников, виды Италии, Швейцарии, пейзажи Пиренеев и, конечно, милые ее сердцу сцены семейной жизни.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.