Варвара Федоровна Степанова относится к числу мастеров послереволюционного времени, активно замявшихся теми видами искусства, которые были наиболее тесно связаны с жизнью, имели наиболее широкую народную аудиторию. Художница проектировала ткани, оформляла спектакли, книги, журналы. И в каждой из этих областей она выступала как художник-новатор.
Степанова работала в искусстве рядом со своим мужем, замечательным мастером, Александром Михайловичем Родченко. Они познакомились еще в Казани, где Степанова и Родченко учились в художественной школе. В Москве Степанова ходила на занятия в студии К. Ф. Юона (1912— 1915). Постепенно она, как и Родченко, увлеклась новейшими течениями в искусстве, беспрерывно экспериментировала с формой и цветом. Ее произведения вызывали широкую полемику. Молодая художница выступала со статьями и манифестами. Пробовала она свои силы и в графике.
В послереволюционные годы Степанова — мастер агитационного искусства, активный борец за новые формы художественной жизни. Вместе со своими друзьями она решительно спорит с В. Кандинским, в те годы бывшим одним из виднейших представителей беспредметного искусства доказывая, что усилия в этой области носят чисто эстетский характер, бесполезны для народных масс, что сейчас художник должен работать иначе. Молодые мастера, назвавшие себя конструктивистами-производственниками, столь же решительно распространяли свою критику вообще на все станковые виды творчества, запальчиво объявляя их изжитыми формами буржуазного сознания. Сегодня ошибочность этой полемической позиции не вызывает сомнений.
История советского искусства доказала это. Но ведь не по манифестам мы судим о творчестве художников. В действительности мастера этого круга в целом, в том числе и Степанова, сыграли важную положительную роль в строительстве молодой советской художественной культуры.
Наиболее существенной оказалась работа Степановой в полиграфическом искусстве. Она искала новые приемы и методы оформления книг и журналов, которые способствовали рождению современного книжного дизайна. Она применяла свободную верстку, акцентировала масштабом шрифта наиболее важные по смыслу места текста. В этом плане характерны ее макеты журналов «Советское кино» (1926—1928), «Красное студенчество» (1928—1929), которые способствовали формированию облика нового советского массового журнала. Особым артистизмом, пластичностью отличаются оформленные Степановой номера журнала «Современная архитектура» (1928—1930). Степанова использовала в своих полиграфических работах агитационные политические фотомонтажи, часто очень тонко в общую композицию введен цвет — не только контрастный черному красный, но и другие. Полиграфические произведения Степановой обладают запоминающейся, действенной оптической формой, точным учетом законов восприятия изделий полиграфии, умением увлечь читателя, направить по верному руслу процесс его чтения.
В 1930-е годы Степанова успешно продолжила свою работа в полиграфии в журнале «СССР на стройке», вместе с А. Родченко искала наиболее выразительную форму объемной книги-альбома. Свои последние книги она оформила в сотрудничестве с дочерью — художником книги — В. А. Родченко.
В 1924—1925 годах Степанова сделала ряд эскизов тканей для 1-й ситценабивной фабрики. Это интересная попытка внести в текстильное производство новые виды орнамента, активно действующие на глаз геометрические формы. Ткани по рисункам Степановой пользовались определенным успехом. О них не раз вспоминали и в 1960-е годы, когда художники текстильной промышленности пробовали использовать сходные композиции. Степанова выступала с широкой агитацией за новые простые формы одежды. В переделке всего быта, всех вещей, окружающих человека в повседневной жизни, по законам искусства ей виделся, как и ее коллегам, путь к формированию нового человека.
Как страстный агитатор за новый быт Степанова выступила и тогда, когда по предложению Вс. Мейерхольда стала работать в театре. Она проектировала костюмы и сценическое оборудование к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» (1922), сознательно противопоставляя современный, предельно аскетичный стиль оформления быту эпохи, о которой шла речь в пьесе. Сцена становилась в ее понимании агитационной площадкой. Многие из идей, заложенных в работах талантливого мастера, вновь заинтересовали современных ищущих художников.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.