Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.
Картина называлась «Гонец. Восстал род на род>. Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Третьяков приобрел ее для своей галереи.
Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих. Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне. Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).
В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».
Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов. Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии. Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.
В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.
Рерих много путешествовал. Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.
Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906).
Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).
Замечательным явлением предоктябрьского «периода творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже. Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г. Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.
Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет. Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).
Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).
Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».
В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.