Рядом с именами Родена, Майоля, Бурделя, чье творчество являлось вершиной развития скульптуры в конце прошлого и в первой четверти нашего века, имя Шарля Деспио звучит более скромно. А между тем на поверку оказывается, что работы этого мастера, как бы стоящего вне течений, в стороне от борьбы направлений IB искусстве XX века, оказали благотворное влияние на формирование художников различных стран. Произведения Деспио принадлежат к самому ценному, что создано скульпторами-реалистами нашего столетия.
Семнадцатилетним юношей приехал Шарль Деспио в Париж из провинции. Он стал учеником Леметра в Школе декоративных искусств, позже перешел к Барри в Школу изящных искусств. Но, пожалуй, наиболее значительными были для него занятия в мастерской Люсьенна Шнегга, где на довольно высоком уровне велось преподавание. Первые самостоятельные произведения молодого скульптора несут на себе печать увлечения импрессионистической пластикой. Это и понятно в пору, когда уже признавались живописцы-импрессионисты и в зените славы был Роден. Родена, строго говоря, и следовало бы назвать первым среди учителей Деспио, хотя фактически он и не обучался в молодости у великого скульптора. Под впечатлением знакомства с пластикой Родена исполнены Деспио небольшие по размеру статуэтки — женские фигуры. Его работы начинают появляться на выставках. В 1907 году Роден посещает Салон, где экспонировалась «Полетта» Деспио, и приглашает автора «Полетты» сотрудничать в его мастерской в Медоне. Деспио участвовал в переводе в камень многих произведений Родена, досконально изучив метод работы мастера, которого он так любил. Одновременно он выясняет свои творческие позиции.
Постепенно в его творчестве влияние Родена исчезает. Прихотливая импрессионистическая пластика сменяется подчеркнутой простотой и цельностью объемов, акцентировка движения уступает место созерцательности. У художника появляется свой круг ценителей и первых последователей. Но он все еще вынужден для заработка брать подряды на раскрашивание открыток. Денег на натурщиков у него тоже часто нет. Ему позируют друзья и их жены. Все еще не хватает денег на то, чтобы перевести лучшие работы в камень. Только тогда, когда Деспио уже было за пятьдесят, обстоятельства сложились так, что он мог не думать обо всех этих «мелочах».
Деспио дважды в жизни принимался за памятники. Один из них, начатый в 1913 году, но так и не завершенный, памятник художнику Пюви де Шаванну. Скульптор сделал к нему, как проект, композицию «Гений вечного покоя». Но прямая аллегоричность, открытая возвышенность, патетичность — то, в чем силен был Бурде ль, видимо, чужды были складу дарования Деспио. Может быть, поэтому он говорил о том, что монументальной скульптурой следует заниматься архитекторам больше, чем художникам.
По складу своего дарования Деспио явно тяготел к законченности станковой скульптуры. Более того, о нем можно говорить как о замечательном мастере камерной скульптуры. Фигурных композиций в его наследии немного — меньше 20 («Вакханка», 1930 и др.). Он очень силен как портретист. Портреты Деспио внешне сдержанны (он всегда отрицал описательность в скульптуре, искал чисто пластическое выражение внутренней жизни человека), их пластика сознательно противоположна импрессионизму. По ясности языка она ближе к идеалам классической скульптуры. Но это не мастерская холодная демонстрация знания классики. Его пластика проникнута пониманием сложности современного человека. В портрете мадам Агнес Майер или в портрете мадам Дерен (1923) мы замечаем, что скульптор стремится передать момент внутренней сосредоточенности, внутреннего созерцания. У его героев и героинь нередко полуприкрыты глаза, как бы обращенный внутрь взгляд. Они словно о чем-то задумались или о чем-то вспоминают. Временами их сравнивают с героями Марселя Пруста. И в «Асе» (1925) и в портрете живописца Дюнуайе де Сегонзака (1924), и в портрете мадам Арно (1927) мы видим редкостное умение соединить конкретное знание человека с обобщенным представлением о нем. Ясные, пластически уравновешенные произведения Деспио заключают в себе мир разнообразных человеческих чувств. Работал скульптор неспешно, вдумчиво. Иногда окончательному варианту предшествовали сотни сеансов. Деспио последовательно добивался намеченной цели. Если пластический смысл работ Майоля открывался в «осязательном знакомстве» с формой, то он добивался цельности зрительного впечатления.
О Деспио можно было бы сказать так, как он сам отозвался о Майоле: «Великое достоинство — это его естественность».
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.