Филипп де Шампень родился в Брюсселе в семье состоятельных буржуа. Родители не препятствовали склонности мальчика к искусству и после первоначального обучения он девятнадцати лет от роду уехал в Париж.
В Лаонском коллеже, где он поселился по прибытии, Шампень познакомился с другим пансионером, на шесть лет его старше— Никола Пуссеном, тоже художником, прибывшим из провинции искать счастья и работы. Юноши подружились, спорили об искусстве, рисовали при тусклом свете свечи. Эта юношеская дружба оказала большое влияние на всю жизнь Шампеня — Пуссен навсегда остался для него образцом художника.
Вскоре друзья нашли работу: они приняли участие в украшении только что отстроенного Люксембургского дворца. В 1628 году Пуссен уехал в Италию, а Шампень стал руководителем этих работ. С этого времени началась его карьера придворного живописца.
Шампень работает чрезвычайно много, исполняя заказы Марии Медичи, Людовика XIII и, особенно, кардинала Ришелье. В галерее своего дворца Пале-Рояль кардинал задумал собрать портреты знаменитых людей Франции. В работе над этими портретами неожиданно открылся талант Шампеня-портретиста. У него оказался удивительно верный взгляд, умение схватить характер, передать индивидуальное выражение. В его образах строгая верность натуре сочеталась со стремлением проникнуть в духовную сущность модели.
Естественно, что заказы на портреты следовали один за другим. Он писал короля, Ришелье, Мазарини, Кольбера, придворных, прелатов, художников (например, двойной портрет архитекторов Мансара и Перро). Отнюдь не идеализируя свои модели, он ; умел придать им внутреннюю значительность. В каждом лице он находит что-то свое, интересное, живое. Художник всегда сохраняет определенную дистанцию между собой и моделью: он скорее анализирует, чем прославляет. Даже самым парадным портретам Шампеня (таким, как например, знаменитый портрет Ришелье), несмотря на виртуозную передачу аксессуаров, тканей и прочего, присуще чувство меры, позволяющее подчинить пышность деталей строго задуманному целому.
Но наиболее яркой страницей в творчестве Шампеня оказалась небольшая группа портретов, не связанная с официальными заказами и вообще с его деятельностью как придворного художника. Речь идет о круге произведений, относящихся к аббатству Пор-Раяль.
Примерно с 1640 годя жизнь Шампеня тесно связана с этим монастырем — одним из центров философской и богословской оппозиции. В стенах Пор-Рояля нашли убежище многие замечательные деятели того времени: теолог Арно, ученый Паскаль, позднее — драматург Жан Расин. Как раз в 1640—1650 годы монастырь начал решительную борьбу с иезуитами, которые пользовались покровительством королевской власти. Монахи Пор-Рояля выступали, в частности, и против пышности иезуитских обрядов, против мистицизма, отстаивая идеалы разума, ясности, простоты, призывая вернуться к бедности религии первых веков христианства.
Эти идеи имели большое влияние на Шампеня, и люди, проповедующие их, вызывали его искреннее уважение. Ему принадлежит целый ряд портретов деятелен Пор-Рояля: первого настоятеля монастыря аббата Сен-Сирана, Антуана Арно, его сестер Агнессы и Анжелики, руководительниц женского отделения Пор-Рояля— «чистых, как ангелы, и гордых, как демоны». Все они предстают у Шампеня людьми высоких моральных качеств, напряженной духовной жизни, утонченного интеллектуализма.
Особенно хорош портрет Робера Арно д'Андильи (1650, Лувр). Этот человек, некогда влиятельный придворный, а затем монастырский садовник, изображен Шампенем в минуту задумчивости, глубокого размышления. Его простая темная одежда подчеркивает выразительность лица и рук — рук, которые, по словам современника, с одинаковой твердостью держали и перо и лопату. Шедевром Шампеня этого периода считается двойной портрет, на котором изображены больная дочь художника и молящаяся у ее постели Агнеса Арно («Две монахини», 1662, Лувр). Картина эта имеет в основе действительное событие и написана Шампенем для трапезной монастыря как знак признательности за выздоровление дочери. Сохранился и этюд к этой картине — портрет дочери Шампеня, пленяющий своей свежестью, теплотой и задушевностью.
Шампень не был членом аббатства, но царившие там идеи наложили отпечаток на его позднее творчество. В эпоху господства классицизма, в стенах Академии, вся деятельность которой была направлена на разработку непреложных правил искусства, он имел мужество утверждать, что знание правил — не главное, что качество художественного произведения определяется личностью художника, силой его гения.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.