Вершиной развития реалистического искусства в России 70-х— 80-х годов XIX века явилось творчество Ильи Ефимовича Репина. Он вошел в историю мировой художественной культуры, как величайший русский художник-демократ и новатор, чей талант был направлен на отражение народной жизни в новых образах и формах.
Репин родился на Украине, в Чугуеве, в семье военного поселенца; с детства начал рисовать. Заработав немного денег писанием икон, Репин приехал в Петербург,
где стал учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского) и в Академии художеств. Подлинным своим учителем Репин считал Крамского, который направлял его внимание на изучение жизни.
Уже в своей дипломной работе «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин наполнил евангельский сюжет жизненным содержанием. За эту картину молодой художник получил Большую золотую медаль и право поездки за границу за счет Академии. В 1873—1876 годах он жил в качестве пенсионера Академии в Италии и Франции. В 1877 году молодой художник возвратился в родной Чугуев, затем жил в Москве и Петербурге (с 1882), а с 1900 — в Куоккала, в своем имении «Пенаты».
Первую славу Репину принесло полотно «Бурлаки на Волге» (1870—1873). Никому не ведомый доселе художник, юноша, едва сошедший с академической скамьи, представил на суд публики картину новую и по трактовке народной темы и по художественному языку, картину драматическую по самой сути своей, поражающую жизненностью запечатленных в ней типов и характеров. Основу идейного содержания этой картины составляло обличение варварской эксплуатации народа и утверждение скрытой в нем силы. А по исполнению, колориту и блестящему освещению «Бурлаки» единодушно признавались «солнечной картиной». Изображение труда, тяжкого, изнурительного, было полно значительности, социальной конкретности и широкого исторического обобщения.
Народная тема стала главной в творчестве Репина. Крестьянская Россия в своих острейших противоречиях предстала в его картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Эту картину называли энциклопедией пореформенной русской жизни. Исполнение ее удивительно. Прямо на зрителя плывет, именно плывет, движется, людской поток. Дорожная пыль висит в раскаленном воздухе. Участников процессии оцепили конвойные урядники, сотские, нагайками отгоняющие бедняков. Никакого благолепия, религиозного экстаза. Репин негодовал, повествуя о бедности я забитости народа, о его зачастую иллюзорных чаяниях и о «хозяевах жизни», чванливых, наглых, жестоких. «Крестный ход» насыщен социальным ядом, не дававшим автору покоя и ставшим на долгое время главным стержнем его творчества», — справедливо писал И. Э. Грабарь.
Социальная направленность творчества привела Репина к созданию картин, посвященных теме революционной борьбы: «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1878—1892), «Сходка» (1883), «Отказ от исповеди» (1879—1885), «Не ждали» (1884). Картина «Не ждали» — своего рода кульминационный пункт творческого развития Репина. Художник изобразил возвращение ссыльного революционера в родную семью. Безмолвно красноречива каждая подробность этого полотна: выражение лиц, взгляды, позы, жесты и даже такие детали, как висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, характеризующие духовные интересы семьи. «Не ждали» было центральным произведением в живописном цикле Репина, посвященном революционерам. Мировая живопись еще не знала примера изображения художником современной ему революционной борьбы с такой глубиной и образной силой. Передовая русская общественность приветствовала появление картины, восхищалась смелостью Репина, избравшего своим героем «политического преступника». Но это полотно, проникнутое «горячностью светлого чувства», тогда, же сделалось ненавистным до бешенства для реакционеров всех мастей.
Обращаясь к русской истории, Репин в 1879 году пишет свою знаменитую картину «Царевна Софья». В историческом прошлом художника привлекали всегда остродраматические сюжеты, сильные натуры, переломные моменты эпох. Страсть, властолюбие, яростный гнев, иссушающее душу сознание собственного бессилия, трагическое их переплетение стремился передать художник в образе царевны Софьи, самодержавной правительницы, низверженной и всеми оставленной после подавления вдохновленного ею заговора стрельцов.
Спустя несколько лет Репин еще раз в картине «Иван Грозный и сын его Иван» (1885) отдал дань истории самодержавного правления на Руси, полной кровавых драм, всяческих преступлений. Картина воспринималась современниками как протест против деспотизма самодержавия. По приказу обер-прокурора святейшего синода Победоносцева ее запретили показывать публике. Жизнеутверждающий, народный характер репинского творчества ярко проявился в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891). Здесь художник раскрыл красоту людей, которыми, по его словам, «все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение».
Репин оставил огромное портретное наследие. Это портреты крестьян («Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом», оба 1877), знаменитый «Протодиакон» (1877) — олицетворение грубой плотоядной силы. Удивительны по богатству образов портреты
представителей передовой демократической интеллигенции: А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (188.1), В. В. Стасова (1883), П. А. Стрепетовой (1882), В. М. Гаршина (1884), Л. Н. Толстого (1887) и других. В 1901—1903 годах Репин совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым пишет грандиозный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета». Исключительно интересны и многообразны графические работы Репина. Среди них особенно выделяются выполненные углем на полотне портреты итальянской драматической актрисы .Элеоноры Дузе (1891), В. А. Серова (1901), И. С. Остроухова (1913).
Репин прожил долгую жизнь. В последние десятилетия, живя в Финляндии, художник создавал произведения, зачастую отмеченные чертами символизма и мистики. Однако это не умаляет важного вклада, сделанного Репиным в развитие мирового искусства.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.