Вот уже почти три десятилетия Антанас Гудайтис — профессор Вильнюсского художественного института. Не одно поколение литовских живописцев сложилось под непосредственным влиянием его искусства, унаследовав от учителя любовь к сложным цветовым решениям, силе и мощи выражения эмоций, к поэтике народного творчества.
С ранних лет Антанасу Гудайтису пришлось зарабатывать на хлеб. Его отец, участник революционных событий 1905 года, вынужден был эмигрировать в Америку. После окончания средней школы и недолгих занятий в семинарии в его родном городе Шяуляй, Гудайтис уехал в Каунас, где поступил в художественную школу. Его учителями были
К. Склериос, В. Гиджекас, Ю. Веножинокас. Одновременно будущим художник изучал литературу в университете. Решающую роль в становлении живописца сыграла поездка в Париж, где он занимался в Школе декоративных искусств у Андре Лота. В ранних работах молодого литовского художника влияние учителя весьма заметно. Картины Гудайтиса, написанные им в то время «Мать с ребенком» и «Музыка», экспонировались в парижском Салоне независимых. Побывал Гудайтис и в Италии.
Большой успех принесло художнику его участие в конкурсе на оформление интерьера Питебургского университета (Соединенные Штаты Америки). В своих эскизах Гудайтис использовал мотивы литовского народного фольклора. Победа досталась ему. Глубокое знакомство с современным французским искусством помогло Гудайтису острее почувствовать своеобразие художественного наследия народа, родило стремление искать свой непроторенный путь в искусстве. По возвращении на родину он принял
активное участие в деятельности группы «Аре» (Искусство), в организации ее первой выставки в 1932 году. Программа этой группы была близка Гудайтису. Мастера «руга «Аре» выступали против провинциальной ограниченности, стремясь к синтезу современных достижений в области формы с традициями народного творчества, национального понимания красоты.
Монументалист по образованию, Гудайтис не имел практической возможности заниматься фресковой живописью. Но в его рисунках («В саду», 1937, рисунок для фрески, 1930) чувствуется мощь простых форм, пластическая ясность, тяга к обобщению. С его монументальным даром, очевидно, связана и работа художника над триптихами («Декоративный триптих», 1937). Гудайтис один из первых обращается к этой форме. Она давала ему возможность эпического рассказа о жизни, близкого по строю монументальному творчеству.
В творчестве Гудайтиса, очень многогранном, можно выделить две варьирующиеся темы — люди Литвы и красота ее природы. Его герои — рыбаки и простые крестьяне, народный умелец, вырезающий деревянные ложки, крестьянка, устало сложившая натруженные руки. Пишет он широко, свободно, лепит фигуры цветом интенсивным и звучным, чтобы выразить свое активное отношение к жизни. Он чужд дробности, излишней детализации, привлекают цельность и простота его образов. Это обобщенные народные типы. Гудайтис — художник мажорный, энергичный, при том, что он выбирал и темы драматические («Семейство», 1936) и что нередко его работы, изображавшие тяжелый труд, были резко критическими по отношению к существовавшему в Литве тогда социальному строю. Гудайтис пишет литовские деревни, («В полдень», 1947) рыбацкие поселки, порты. Отдельную серию составляют его произведения о Вильнюсе. Можно сказать, что с пейзажами Гудайтиса во многом было связано становление школы литовского пейзажа.
Его интерес к человеку сказался не только в создании обобщенных типических образов в его картинах, но и в любви к портрету. Он писал портреты колхозников, создал галерею портретов деятелей литовской культуры (портреты П. Цвирки, 1934; П. Вайчунаса, 1943; А. Сургайлиса, 1961). Нередко он портрет решает как картину.
Обращался Гудайтис и к темам историческим и создал представительные монументальные полотна «Раздел земли в 1940 году» (1955); «Крестьянское восстание 1863 года в Литве» (1963). Сегодня произведения Гудайтиса по-прежнему привлекают яркостью чувств, темпераментом, красотой колорита. Он чужд обыденности, будничности в искусстве. Любое явление жизни становится в его претворении фактом искусства, явлением поэтическим.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.