Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР Сергей Тимофеевич Коненков был великим подвижником в искусстве, которому он беззаветно и вдохновенно служил многие десятилетия.
Могучее самобытное дарование Коненкова, как бы вобравшее о себя живительные соки русской земли, корнями своими уходит в народную жизнь. Коненков родился в крестьянской семье, в деревне Караковичи Смоленской губернии. И труд земледельца и народная поэзия вошли в его судьбу с ранних детских лет, формируя ум и характер. Учился Коненков в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-Г-1896) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина, а позднее в Академии художеств (1899—1902). В 1895 году он посетил Западную Европу.
Первая работа, исполненная Коненковым после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, была посвящена теме труда. Статуя называлась «Камнебоец» (1898) и была одним из немногих тогда типических изображений русского рабочего человека. В дальнейшем молодой скульптор отошел от жанровой трактовки тем. Его дипломная работа в Петербургской Академии художеств «Самсон» (1902) уже заключала в себе основные тенденции монументальности и символики, которые затем развились в зрелом творчестве Коненкова. Громадная фигура, воплощающая образ титана-бунтаря, казалась современникам смелым вызовом традициям и отражала предчувствие революционной бури, жившее в душе скульптора.
Когда в 1905 году вспыхнула русская революция, Коненков принял в ней непосредственное участие и в своем творчестве воплотил образы ее героических борцов.
К лучшим произведениям Коненкова принадлежит мраморная головка «Нике» (1906). По-своему она претворяет ту же линию философской символики, которая становится для Коненкова основной в эти годы. Нике — по-гречески Победа. Идея Победы воплощена скульптором в изображении совсем юной девушки с ярко выраженными национальными русскими чертами. Моделью для скульптора служила работница с Трехгорной мануфактуры. Образ Нике, не потеряв портретной характерности, превратился в поэтическое воплощение радости, полета, победы.
Это удивительное, подлинно поэтическое переосмысление натуры — одна из сильнейших черт творчества Коненкова. Если Нике как бы олицетворяла народную веру в победу даже после поражения революции 1905 года, то непосредственно революционным боям скульптор отдал дань в таких произведениях, как «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» (1906) и «Атеист».
В 1909—1910 годах в творчестве Коненкова оживают образы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьянских поверьях языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовик», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич» изваяны из дерева, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах. Среди этих произведений выделяются мраморная скульптура «Бах» (1901) и гипсовая — «Паганини» (1906). Они представляют собой своеобразное воплощение идеи музыки.
В 1912 году Коненков совершает путешествие в Грецию и Египет. Может быть, во встрече с родиной античного искусства берет начало его увлеченность мрамором и обнаженным телом в последующий период творчества («Женский торс», «Сон», 1913).
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Коненков встретил как долгожданное освобождение человека, как начало новой жизни народа и выразил волновавшие его чувства в ярких и вдохновенных образах. Огромное влияние оказали на скульптора встречи с В. И. Лениным, участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), установленную на Красной площади. На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин. Позднее скульптор вырезает из дерева группу «Степан Разин со своей дружиной» (1918—1919). Затем его внимание почти безраздельно отдано портрету.
В большинстве своем скульптурные портреты Коненкова выходят из жанра камерных станковых произведений. Богатырская сила монументального дарования, углубленное видение мира позволяют ему ставить и решать в портретных изображениях более широкие задачи. Почти каждый его портрет — это эскиз памятника, монумент, независимо от размера, и, как правило, каждый несет какую-нибудь идею. Шаляпин — титанический артистизм натуры, Достоевский — мучительную душевную раздвоенность, Павлов — покоряющую силу разума, — все эти образы наделены гораздо большими достоинствами, чем простое портретное сходство. Некоторые из этих работ, исполненные в 30-х годах, были переведены в мрамор уже в 50-х, когда скульптор вернулся в Советский Союз после двадцати лет жизни за границей. Родина встретила Коненкова с доверием и любовью, он переживает новый творческий подъем. Статуя «Освобожденный человек» («Самсон», 1947), являющаяся развитием тех творческих замыслов, которые вдохновляли скульптора в молодости, портреты М. П. Мусоргского (1935), Чарлза Дарвина (1954), скульптура «Колхозница» (1954), выполненная из дерева в широкой декоративной манере, портрет греческого патриота Никоса Белояниса (1951), рельефы на здании Института геохимии им. Вернадского и для Музыкально-драматического театра в Петрозаводске и, наконец, «Автопортрет» (1954) — составляют еще одну часть бесценного вклада умудренного жизнью мастера в советское искусство. Неоднократно обращался Коненков к образу Ленина и создал несколько моделей памятника вождю.
Творчество Коненкова, органически связанное с современностью, с лучшими традициями русского и мирового искусства, снискало широчайшее признание, уважение и любовь зрителей.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.